К 175-летию П.И.Чайковского

К 175-летию П.И.Чайковского
«Евгений Онегин»
Лирические сцены в 3-хдействиях 

Премьера 12 и 13 декабря!
В Год литературы в репертуар Музыкального театра КТО «Премьера» им.Л.Г.Гатова вернется долгожданная опера великого русского композитора, правда, сам Петр Ильич предпочитал определение жанра постановки как «лирические сцены». За свою более чем 130-летнию историю она выдержала сотни постановок практически на всех сценах мира. Большой и Мариинский театры, Ла Скала и Ковент-Гарден, Гранд Опера и Венская опера – везде «лирические сцены» ожидал триумф. 
«Я не заблуждаюсь, я знаю очень хорошо, что сценических эффектов и движения будет мало в этой опере, но общая поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменяют с лихвой все недостатки», – писал П.И. Чайковский об опере «Евгений Онегин». В среде композитора сюжет романа А.С. Пушкина многим казался непригодным для сценического воплощения. Непросто входя в афишу театров, «Онегин», тем не менее, стал одним из самых репертуарных произведений, исполняемых на русской и мировой оперной сцене. Сегодня каждый музыкальный театр считает своим долгом и делом чести иметь в репертуаре эту оперу. Не исключение и наш Музыкальный театр. Нынешняя постановка – вторая в его истории. На краснодарской сцене премьера предыдущей версии спектакля в постановке народного артиста России, лауреата Национальной театральной премии «Золота маска» Дмитрия Бертмана (Москва) состоялась 21 сентября 2002 года. 17 февраля 2013 года спектакль прошел в последний раз и по техническим причинам был снят из репертуара.
Премьера новой постановки «Евгения Онегина» состоится в декабре 2015 года. Во многом она пройдет под знаком Мариинского театра, с которым Творческое объединение «Премьера» им. Л.Г. Гатова связывают давняя дружба и партнёрские отношения. Это принципиально новое прочтение произведения. Яблочный спас, время сбора урожая. Повсюду – спелые, сочные, удивительно красивые, благоухающие яблоки, благо на Кубани в них нет недостатка… 
Режиссер-постановщик Алексей Степанюк (уже известный краснодарским зрителям по постановкам опер «Кармен», «Травиата», «Паяцы», «Сельская честь» и оперетты «Летучая мышь» на сцене нашего театра) и его коллеги из Мариинки хореограф Илья Устьянцев, художник-постановщик Александр Орлов вместе с художником по костюмам Ириной Чередниковой, художником по свету Александром Сиваевым, – погружают зрителей в уютную атмосферу поместья Лариных, в блеск светских салонов Санкт-Петербурга, на фоне которых развивается история взаимоотношений главных героев оперы. Декорации и костюмы готовятся в художественно-производственных мастерских «Премьеры». 
Дирижер-постановщик оперы кубанцам также хорошо известен. Владислав Карклин – постоянный приглашенный дирижер Мариинского театра и Екатеринбургского театра оперы и балета – был гостем II Фестиваля оперы «Опера без границ» минувшей зимой и стал дирижером-постановщиком музыкального проекта «Ночь в опере» в конце октября. 

Главные партии исполнят солисты Краснодарского Музыкального театра.

Грядущая премьера давно стала самым ожидаем событие года. Приглашаем всех в декабре! 
Тел.кассы Музыкального театра: 8(861) 262-49-66, 262-99-10

Наш фотограф Татьяна Зубкова побывала на первых постановочных репетициях и запечатлела волшебный момент рождения нового спектакля: смотреть

Владислав Карклин о феномене оперы «Евгений Онегин»
12 и 13 декабря в Музыкальном театре состоится премьера лирических сцен П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Постановка оперы — совместный проект краснодарского Музыкального и Мариинского театров.
Своим мнением об опере поделился музыкальный руководитель и дирижер постановки Владислав Карклин (Мариинский театр, г. Санкт-Петербург).
140 лет отделяет нас от премьеры оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Однако и сегодня она поражает нас силой заложенных в ней эмоций, глубиной и правдивостью чувств, способностью рождать живой отклик в сердце каждого слушателя. В удивительной, необыкновенной проникновенности музыки и состоит главная загадка этого великого произведения, обеспечивающая ему невероятную популярность в течение полутора веков.
Композитор ставил перед собой задачу – создать произведение, основанное на конфликте положений, которые он испытал сам, либо которые способны его задеть за живое. Опера о простых, на первый взгляд, вещах: о любви и безразличии, о дружбе и вражде — о чувствах, понятных каждому зрителю и которые каждый переживает по-своему.
Но самое главное, Чайковский проявил себя не только как гениальный композитор, но и великолепный либреттист. Здесь как нигде проявился его талант литератора. Слово и музыка неразделимы; звучание слова рождает единственно верную музыкальную интонацию, одухотворённую поэтическим образом. Поражает, с какой простотой и ясностью слово ложится на музыку, как тепло и просто композитор отражает в своём произведении быт русского общества того времени.
Очень важна роль оркестра. В романе А.С. Пушкина повествование ведётся от лица автора, рассказчика. У Чайковского всё, что невозможно выразить словами (настроение героев, их затаённые переживания), – «рассказывает» оркестр. Это делает оперу захватывающей от первого до последнего звука.
Для меня как дирижера важно найти различие персонажей Пушкина и Чайковского. Пушкин нередко подсмеивается над своими героями (порой весьма саркастически), Чайковский им сочувствует. Например, «Мой дядя самых честных правил» — парафраз известной басни И.А. Крылова, в которой «Осёл был самых честных правил». Завидевшую Онегина Татьяну Пушкин «прогоняет» через задний двор, через кусты сирени.«Сухую отповедь» Онегина Чайковский заменяет арией, которая само воплощённое благородство.
Важно, что Чайковский ввёл в партитуру образ Гремина. У Пушкина муж Татьяны «какой-то генерал». У Чайковского — положительный персонаж, герой войны, успешный, уважаемый человек. Как и Онегин, он вращается в высшем свете, но при этом сохранил душевное равновесие, внутреннюю чистоту, способность искренне любить. Наверное, этот образ и является идеалом в отношениях мужчины и женщины, в отношениях между супругами. В отличие от Онегина, который может предложить женщине только порыв разрушительной страсти.
Чайковский сочинял оперу не по заказу, а для себя. Тем самым, он был свободен от сложившихся оперных условностей. Скромно назвав своё детище «лирическими сценами», он предрекал ему театральную безвестность. Однако «Евгений Онегин»— одна из самых часто исполняемых опер в мире.
Он писал с надеждой, что опера найдёт себе место в домашних салонах. Но при этом создал суперсложный клавир, осилить который могут только профессионалы!
Композитор надеялся, что исполнять произведение будут студенты, но практика показала, что её могут петь только зрелые мастера с выдающимися голосами…
«Евгений Онегин» по сей день остаётся оперой-загадкой. По всему музыкальному тексту рассыпаны «посылы» в будущее, музыкальные мостики в современность. Например, в знаменитом квартете «Привычка свыше нам дана» партии Лариной и няни образуют биение секунд на расстоянии тритона, напоминающий сигнал сирены Скорой помощи. Таких моментов в партитуре очень много.
Открытый финал оперы даёт возможность множества трактовок, разрешает любой исход событий.
Всё это возносит оперу на вершины гуманизма, покорение которых требует от исполнителей и слушателей душевных затрат.

Владислав Карклин
Лауреат Всероссийского конкурса кларнетистов (Москва, 1989), лауреат I премии конкурса грантов DAAD — Forderpreis (Дюссельдорф 1998, фортепиано), победитель конкурса и стипендиат Stiftsverbandefurdie Deutsche Wissenschaft (2000, дирижирование),
Лауреат I премии конкурса камерной музыки Schmolz – Bickenbach – Preis (Дюссельдорф, 2001, кларнет), стипендиат Общества «Рихард Вагнер» Deutche Bank (2002), победитель конкурса «Академический театр сегодня» в номинации «Оперное дирижирование» (2002 — 2004). В качестве дирижера работал в оперных театрах Вупперталя, Пассау, Дармштадта (Германия), с оркестром GAMAC USA, с Санкт-Петербургским академическим симфоническим оркестром, с оркестром Санкт-Петербургской филармонии. Постоянный приглашенный дирижер Мариинского театра и Екатеринбургского театра оперы и балета, дирижер «Геликон-опера» (г. Москва), дирижёр Михайловского театра в Санкт-Петербурге.
Дирижер II фестиваля и Международного конкурса молодых оперных певцов в Краснодаре «Опера без границ».
Музыкальный руководитель и дирижер фантасмагории «Ночь в опере» (Музыкальный театр, г. Краснодар, 2015 г.).