Дирижер юбилейного показа «Холопки» — Айрат Кашаев

Чем интересна для Вас работа над опереттой «Холопка» Н. Стрельникова?

Я получил предложение продирижировать оперетту «Холопка» от Юрия Ивановича Богатырева, за что очень ему признателен. Мною двигало, прежде всего, любопытство. Ранее с этим произведением я не работал, хотя в моем репертуаре немало известных оперетт. Мне стало интересно, что это за музыка. И, получив ноты и видеозапись, я с радостью для себя обнаружил, что здесь есть за что «сражаться», и я готов это сделать! В процессе работы я находил всё больше и больше интересных вещей, скрытых в самой партитуре. В музыке есть очень тонкие лирические моменты, но в то же время хотелось бы «вынуть» из этих нот настоящую страсть – прежде всего, раскрыть образ Натальи Батмановой, понять, почему она вызывает у окружающих такие эмоции, почему всех мужчин вокруг так к ней влечёт. В то же время интересны и другие персонажи – абсолютно очарователен, на мой взгляд, Граф Кутайсов в исполнении великолепного артиста вашего театра Вячеслава Егорова. Также хотелось показать никем не замечаемую личную драму Князя Никиты Батурина, сделать более яркими Поленьку и Митруся. В общем, чтобы все персонажи были разными, чтобы у каждого были узнаваемые черты. Я старался найти контрасты, расставить акценты. Я с огромным удовольствием это делаю и еще раз выражаю благодарность Краснодарскому музыкальному театру и лично Юрию Ивановичу Богатыреву.

Какие эмоции Вы испытывали, работая с коллективом Музыкального театра?

Театр – это такая многосоставная структура, от работы каждого элемента которой зависит в целом успех. Мы провели встречи с хоровым коллективом, которому я хотел бы сказать самые высокие комплименты, поскольку хоровая музыка для меня – это мое первое образование, я ее люблю, ценю, и по-настоящему знаю, что такое хор. Я благодарен главному хормейстеру Музыкального театра Игорю Михайловичу Шведову за великолепную работу хора. У меня была очень плодотворная репетиция с солистами, на которой нам удалось наметить те пути, которыми бы я хотел идти. Я надеюсь, что нам удастся показать на спектакле всю работу, которую мы провели. Хотя у нас было не так много времени, использовали мы его очень продуктивно. И для меня очень приятный факт, что абсолютно все – солисты, артисты хора, музыканты оркестра, службы театра – во всем шли навстречу. Коллектив необычайно отзывчивый, люди открытые, с большой готовностью идут на какие-то предложения, открыты новому и непривычному, готовы сотрудничать. Всё, что я просил – было сделано. Я обратился к оркестру: «Друзья, давайте не будем аккомпанировать, давайте будем жить и дышать полной грудью, играйте так, как вам нравится самим, тем звуком, который вам нравится, не пытайтесь быть «под» певцами». Ведь сколько красоты заложено в музыке, в этой оркестровке, в длинном-длинном дыхании оркестра, которое нам удалось найти. Спектакль, как мне кажется, заиграл новыми красками. И это, пожалуй, главное достижение. Не знаю, будет ли еще возможность вновь прикоснуться к этой партитуре с этим же коллективом, однако, за две репетиции нам удалось поработать так, что всё задышало, зазвучало, в этом появился блеск, мощь. В то же время проникновенно зазвучали некоторые эпизоды, когда я просил оркестр играть три piano, а артистов – петь sotto voce, и это получалось, это было очень по-настоящему, и я в это поверил. Я надеюсь, что все мои уважаемые коллеги поверили в это тоже. И наш дорогой и уважаемый зритель, которого мы ждем на юбилейном показе спектакля «Холопка», услышит то, что мы сделали, что мы делаем в эту самую секунду, и поверит в эту музыку так же, как верим в нее мы.