ВК Пресс . В Музыкальном театре Краснодара состоится премьера нового проекта Юрия Григоровича

Балетная постановка «Легендарные хореографы XX века» — это уникальное собрание четырех наиболее ярких фрагментов балетных спектаклей великих хореографов прошлого столетия. Это своеобразная дань памяти коллегам Юрия Григоровича — Нине Анисимовой, Вахтангу Чабукиани, Василию Вайнонену, Леониду Лавровскому. Все четверо — умножили славу русской балетной школы, повлияли на развитие хореографии. Расцвет их творчества пришелся в советское время, время строгой цензуры, пропаганды. И несмотря на это, они сумели в своих постановках не только передать настроение эпохи, но и остаться яркими индивидуальностями.

В постановку Юрия Григоровича вошли ставшие знаковыми для своего времени отрывки из балетов «Гаянэ» Арама Хачатуряна, «Пламя Парижа» Бориса Асафьева, «Лауренсия» Александра Крейна, «Паганини» Сергея Рахманинова и балетная сцена из оперы «Вальпургиева ночь» Шарля Франсуа Гуно.

Нашим корреспондентам удалось побывать на репетиции балета и побеседовать, с директором Театра им. Ю.Григоровича, художником-постановщиком, солистами.

Сегодня вторая репетиция на большой сцене и сегодня же привезли костюмы на примерку. За кулисами суета, творческий беспорядок, если не сказать, хаос. Костюмы, как делятся артисты, никогда с первого раза не садятся как надо. И только на прогоне можно почувствовать, как «костюмчик сел».

Вот, например, солистка Вита Мулюкина, только на сцене поняла, что в такой пачке, какую ей сшили, партнер ее ни за что не поднимет. Она слишком уж сильно затянута, не гибкая. Со своими пожеланиями артистка отправляет ее обратно — мастерам в цех. Очень неудобно, сетуют многие, цех находится в районе ХБК, немногие балетные могут туда поехать и подогнать свои костюмы непосредственно со швеями. Поэтому приходится иногда звонить, объяснять, где лямку подтянуть, где ткань просто жесткая и трет, нюансов много. Но главное — их все нужно решить перед премьерой. Поэтому сейчас горячая пора у всех, кто прямо или косвенно занят в премьере балета.

Вот лишь несколько цифр. К премьере балета пошили 2 тысячи костюмов, 150 головных уборов. На один костюм ушло приблизительно 15 метров ткани. А всего, если прикинуть, закупали около 4 километров разной ткани.

И если за кулисами — беготня, то в самом зале — полумрак и тишина. Идут репетиции, подгонка света, звука, иногда в микрофон раздается голос педагога-репетитора: «Стоп, заново этот фрагмент. Володя, ты не понял его». Утренние репетиции — под аккомпанемент фортепиано, а вечерние — с оркестром.

В Театре балета Юрия Григоровича два педагога-репетитора: заслуженный работник культуры России Ольга Васюченко и заслуженный артист России, лауреат премии им. Л. Г. Гатова Олег Рачковский.

— Эта постановка — разработка Юрия Григоровича, его планы, мысли, — делится Олег Рачковский. — Идея — сохранить историческое прошлое, великое наследие наших балетмейстеров, их имена, их творения. Как никогда очень сложная работа. Я говорю, что лучше два балета поставить, чем один из четырех частей. Четыре сюиты — четыре постановщика, разные стили, разный характер хореографии. Богатый материал, который дает мощный творческий рост артистам труппы. Для этого у нас собрано два состава. Задействована вся труппа.

— Маэстро приедет на премьеру?

— Собирается, а там, как Бог здоровье даст.

Комментирует директор Театра балета Юрия Григоровича Людмила Мертвецова. Она — связующее звено между труппой, руководством и техническими службами:

— Такая постановка, состоящая из четырех сюит — у нас впервые. И впервые наш театр ставит балет не Маэстро. Для того, чтобы восстановить сюиты советских балетмейстеров-постановщиков, мы проделали огромную работу. Искали видеозаписи, они очень плохого качества, ведь постановки — 50-60-ых годов. Очень сложная работа с музыкой. Я лично обращалась в Большой театр за нотами, потом их расписывали. И потом, это ведь не целое произведение, а кусочки, отрывки — музыка и танец иногда не совпадали, поэтому музыку нарезали. Очень трудная, но интересная работа. А кроме того, этот спектакль — воссоздание шедевров прошлого столетия, дань памяти мастерам балетного искусства. Это очень почетная миссия.

Художник- постановщик Михаил Сапожников:

— Идея постановки принадлежит Маэстро. После долгого перерыва — мы снова ощущаем этот драйв, когда работаешь над чем-то новым. Работа сложная, но от этого и очень интересная. Все изобреталось на ходу, порой соединялось несоединяемое. Ведь четыре разные сюиты должны быть объединены единой концепцией, и в то же время каждая вещь требовала своего решения. Естественно, сейчас другое время, другие технические возможности. Мы постарались каждую сюиту обозначить. Если это «Гаянэ» — то это Кавказ, Армения, яркие краски и орнаменты, южная природа. «Лауренсия» — испанские мотивы. Также диктует свои правила музыка. Наша задача сейчас на прогонах все соединить: музыку, хореографию, свет, костюмы, декорации.

Солист Театра балета Григоровича Алексей Шлыков:

— Я танцую все главные партии кроме «Паганини». Да, несомненно, сложно. Стилистика сюит разная, нужно перестраиваться, перестраиваться быстро. Причем, выбраны самые насыщенные, мощные, самые силовые отрывки. Если например, в других постановках, чередуются силовые нагрузки и лирика, то здесь нет моментов, где можно немного отдохнуть, отдышаться. Очень насыщенная программа. Но для нас — это профессиональный и творческий рост. Зрителям желаю насладиться искусством, впитать в себя это великое наследие.

ТО «Премьера» ждет поклонников балета 11 и 12 июня. Не пропустите эту, несомненно, яркую и талантливую постановку.

Инна Мочалова.

Фото: Геннадий Балышев, «ВК Пресс».

Источник — ВК Пресс