Журнал «Городская афиша Краснодар»

«Светит прожектор, фанфары гремят, публика ждёт…»

…когда же свершится одно из главных событий нового театрального сезона – воссоединение после тридцатилетней разлуки одной из легенд мировой оперетты – «Мистера Икса» («Принцессы цирка») Имре Кальмана – со сценой Краснодарского музыкального театра.

Ждать осталось недолго. И «Городская афиша» предлагает скоротать это время за чтением интервью с режиссёром-постановщиком спектакля – заслуженным деятелем искусств Кубани Александром Мацко.

– Александр Викторович, «Мистер Икс» «покинул» репертуар Музтеатра в далёком 1988 году. Почему вы решили вернуть его именно сейчас?

– Вы сами ответили на свой вопрос – слишком долго мы «жили» без этой блистательной оперетты, и сейчас просто пришло её время. Откровенно говоря, я мечтал о её возвращении в репертуар с того момента, как только пришёл в театр в 2003 году. Более того, эта музыка всегда была с нами – большие фрагменты из «Мистера Икса» мы исполняли в дивертисментах оперетты, устраиваемых творческим объединением «Премьера» им. Л. Г. Гатова на нашей площадке, и на выездных концертах. Но для того чтобы мы могли прикоснуться к спектаклю по-настоящему, должны были сойтись все звёзды. Сегодня этот редкий момент настал.

На краснодарской сцене это уже пятая постановка оперетты. Премьера первой состоялась 26 мая 1940 года. Следующие были в 1948-м (её режиссёром выступил Николай Едигаров) и 1956-м (постановщик – Григорий Спектор). Четвёртая премьера спектакля режиссёра Яна Сонина состоялась 28 декабря 1984 года и была в репертуаре театра до 1988-го.

В этот раз зрителей ждёт классическая оперетта в редакции Музыкального театра, который готовит много сюрпризов. Режиссёр-постановщик спектакля – заслуженный деятель искусств Кубани Александр Мацко. Дирижёр-постановщик и музыкальный руководитель – заслуженный деятель искусств Кубани Денис Ивенский. Над сценографией и костюмами работала главный художник Санкт-Петербургского государственного театра музыкальной комедии Ирина Долгова. В постановке задействованы ведущие солисты, хор, балет Музыкального театра, а также приглашённые артисты, в том числе цирковые. В спектакле будет звучать полная партитура И. Кальмана. Роль загадочного Мистера Икса исполнит номинант Российской Национальной театральной премии «Золотая Маска», лауреат международных и российских вокальных конкурсов Ростислав Колпаков.

Премьерные спектакли пройдут 27, 28 и 29 сентября.

– А что в этом произведении больше всего волнует лично вас?

– Тема артиста. Да и неартиста, наверное, тоже. Ещё в студенчестве я делал об этом много этюдов. Но в оперетте Кальмана эта тема, мне кажется, раскрывается во всей своей полноте. С одной стороны – Мистер Икс, артист (подразумевается, что это настоящий, гениальный, если хотите, артист), с другой – высший свет и простые обыватели. Чем «дышит» каждая из «сторон»? Возможно ли между ними взаимопонимание? Вот какие вопросы я ставлю перед собой, работая с этим материалом. Вероятно, кто-то скажет, что для такого лёгкого жанра, как оперетта, всё это слишком серьёзно. Но в музыке Кальмана есть такой надрыв (в знаменитой арии Мистера Икса, в финалах), что по-другому относиться к ней нельзя. На мой взгляд, это настоящий драматический спектакль. Так мы его и планируем играть. Мне изначально не хотелось, чтобы эта история была линейной или плоской, и я немного видоизменил пьесу. Всех тайн я, конечно, сейчас раскрывать не буду, но могу сказать, что мы, например, ввели в произведение нового героя, а некоторых персонажей, присутствовавших там изначально, вывели на сцену раньше, чем в оригинале.

– И насколько в итоге вы «пошатнули» канон?

– Канона я, если честно, вообще не касался. А собственного прочтения добавил ровно столько, чтобы не обидеть классику. Хотя до конца это будет понятно, конечно, только после премьеры. Вообще, жанром оперетты не возбраняется этакое режиссёрское «конструирование» – здесь сократил, там продлил, ещё где-то поменял. (Это не мюзикл, в котором каждая сцена должна уместиться в определённый хронометраж, чтобы нельзя было ничего ни добавить, ни «вынуть».) А если говорить конкретно о «Мистере Иксе», то надо отметить, что это оперетта, которой больше, чем всех остальных, касалась рука либреттиста. Дело в том что авторы оригинального либретто, Альфред Грюнвальд и Юлиус Браммер, придумали такую «русскую историю», которая совершенно не соотносилась с российскими реалиями первых десятилетий XX века и в принципе имела ряд комичных несообразностей. Так, директор цирка в ней носит фамилию Станиславский, а главных героев зовут Фёдор и Федора. Не говоря о том, что один из сюжетообразующих персонажей – император Николай II. Разве можно было такое ставить в послереволюционной России. Вот отечественные либреттисты и доводили материал до приемлемого на нашей сцене… Зато музыка в этом произведении – на любого слушателя и на все времена!

– Известно, что в оригинальной версии главный герой – тенор, а в российских постановках – в основном баритон. Каков ваш Мистер Икс?

– Знаете, для мужских партий в оперетте (в отличие от оперы, где существует жёсткая вокальная градация) наиболее характерен некий средний регистр, «баритоновый тенор», когда артист берёт и низкие и высокие ноты. И солист, которого мы пригласили на роль Мистера Икса из Санкт-Петербурга, – Ростислав Колпаков, – на мой взгляд, как раз обладает необходимым для исполнения этой партии вокальным диапазоном. (Нашему зрителю он знаком по роли Джо в спектакле «Джаз для настоящих леди».) Мне очень нравятся заложенные в его голосе лиризм и драматизм. Думаю, мы сделали правильный выбор и зрители это оценят.

Репетиция – сложный, но очень увлекательный процесс

– Александр Викторович, в оперетте, о которой мы говорим, помимо музыки, либретто, драматургии и исполнения, подразумевается ещё одна немаловажная составляющая – цирк. Какая роль отведена ему в вашей постановке?

– Огромная! Более того, скажу вам, что наличие в этой постановке цирка – настоящих цирковых артистов, трюков, аутентичных декораций, соответствующей атмосферы – было для меня одним из основных условий её появления. Цирк вызывает у меня невероятно тёплые, ностальгические чувства… Помню, в детстве (я тогда жил в Саратовской области) кто-то подарил мне «штампики» с изображениями артистов цирка, и я мог часами играть с ними. Не пропускал ни одной новой программы Саратовского цирка, куда нас возили всем классом… Раскрыть эту тему в спектакле – для меня очень важно. Каждый режиссёр, работавший с произведением Кальмана (в театре или в кино), делал это по-своему. У нас тоже будет свой цирк. Было бы неправильным рассказывать сейчас – какой именно. Но один секрет всё-таки открою. Это будет цирк «с эффектом сепии». Художник Ирина Долгова очень потрудилась над его созданием.

Остальное вы увидите и услышите сами. Приходите. Ждём вас на премьере!

 

Беседовала Ольга Карслидис

Фото Татьяны Зубковой

Источник: Городская афиша Краснодар