Лайт-опера в 2 действиях
Гоголь. Чичиков. Души.
12+

А. Пантыкин
Лайт-опера в 2 действиях

Либретто А. Пантыкина и К. Рубинского по мотивам поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Продолжительность — 2 часа 30 минут

Композитор — лауреат Национальной театральной Премии «Золотая Маска», заслуженный деятель искусств России Александр Пантыкин (Екатеринбург, Москва)
Дирижёр-постановщик — заслуженный деятель искусств Краснодарского края Андрей Лебедев
Дирижёр
 — Юрий Богатырёв
Режиссёр и балетмейстер-постановщик
— заслуженный деятель искусств Краснодарского края Александр Мацко
Ассистент режиссёра
— заслуженная артистка Краснодарского края Наталья Бызеева
Художник постановщик
 — заслуженный художник России Максим Обрезков (Москва)
Художники по свету —  Сергей Скорнецкий (Москва)
Хормейстер — заслуженный деятель искусств Краснодарского края Игорь Шведов

В главных партиях:

Павел Иванович Чичиков — заслуженный артист Краснодарского края Владислав Емелин
Хлестаков
— Максим Рогожкин
Селифан
— заслуженный артист Краснодарского края Алексей Григорьев
Петрушка 
Алексей Хворостов
Губернатор N-ской губернии
— народный артист России Вячеслав Егоров
Губернаторша Прасковья Федоровна
— заслуженная артистка России Наталья Кременская, заслуженная артистка Краснодарского края Елена Семикова
Лизонька — заслуженная артистка Краснодарского края Наталья Арзяева, Джейма Карапетян

Сюжет:

В N-скую Губернию приезжает некий делец Чичиков. Хлестаков по-отцовски напутствует его на свершение плутовских делишек. Чичиков решается на махинацию с покупкой мертвых душ, которые по ревизским сказкам числятся живыми. Впрочем, о том, что в город приехал известный плут с большими деньгами с самого начала знает Губернатор. Вместе со своей командой он устраивает Чичикову ловушку, способствуя и благотворствуя его абсурдному делу.

Тем временем слух о богатом и холостом женихе распространяется на всю округу, и Губернаторша решается устроить счастье дочери Лизы, которая решила вскоре стать христовою невестой. По пути из монастыря домой Лиза, правда, уже имела честь познакомиться с Чичиковым, когда столкнулись их брички, но даже подумать не могла, что судьба сыграет с ней такую шутку. Увидев Чичикова на балу, Лиза окончательно влюбляется и помогает ему выпутаться из капкана своего отца.

Интересные факты:

По итогам XIV Регионального фестиваля «Кубань театральная» имени народного артиста СССР, лауреата государственной премии РСФСР М.А. Куликовского, проходившего в ноябре 2014 года, спектакль «Гоголь. Чичиков. Души» был отмечен в трёх номинациях:
1. Наталья Арзяева получила диплом «За лучшую женскую роль 2-го плана» за создание роли Лизоньки, губернаторской дочки.
2. Максим Обрезков получил диплом «За лучшую сценографию и костюмы» за создание сценографического решения спектакля.
3. 
Сергей Скорнецкий получил диплом «За лучшее световое оформление спектакля» за создание светового решения спектакля
Спектакль — номинант Российской национальной театральной премии «Золотая Маска — 2015» в  категориях: лучший спектакль в категории «Оперетта-Мюзикл», лучшая мужская роль первого плана (заслуженный артист Кубани Владислав Емелин), лучшая работа художника в музыкальном театре (Максим Обрезков).
Мировая премьера спектакля состоялась в Екатеринбурге в Свердловском государственном академическом театре музыкальной комедии 30 октября 2009 года. В 2011 году спектакль стал четырежды лауреатом Национальной театральной премии «Золотая Маска», в том числе в номинации «Лучшая работа композитора в музыкальном театре» (Александр Пантыкин).
Премьера в Краснодаре состоялась 23 марта 2014 года. Композитор лично присутствовал на премьере.
Жанр, придуманный Александром Пантыкиным и названный «лайт-опера», как нельзя лучше дает возможность реализовать уникальное качество гоголевских произведений, именуемое фантасмагорией. В авторской аннотации суть жанра поясняется как «опера с элементами эксцентрической комедии, мюзикла, оперетты, рок-оперы, классического и современного балета», что изначально закладывает возможность смены жанров и их смешения.
Произведение Пантыкина и Рубинского пронизано аллюзиями к другим произведениям Гоголя, как то: «Вий», «Ночь перед рождеством», «Женитьба», «Шинель», «Нос», «Тарас Бульба», а сам  Хлестаков из «Ревизора» дает напутствие Чичикову на свершение плутовских делишек. Образ благоприличного дельца остается центральным персонажем, но теперь его действия не спонтанны, а глубоко продуманны.
Авторам было важно показать непреодолимую связь Гоголя с героями его произведений. Он сам их непосредственный участник, который всегда знает больше других, и выдаёт себя в своих героях центральными образами, волнующими его самого: «Эх, тройка, птица-тройка, куда ты несешься?» – учится читать возница Чичикова Селифан.
По ходу действа возникают реминисценции из жизни самого Гоголя: как его нарекли в честь Святой иконы Николая Чудотворца, как пошёл в Нежинскую гимназию, как на него повлияла встреча с художником Ивановым и как, параллельно произведению Гоголя, рождалась его картина «Явление Христа народу», на которой присутствуют оба. Режиссёр пытается проследить историю жизни Гоголя и делает очередную попытку понять, откуда взялся мистицизм в его произведениях.
«Гоголь. Чичиков. Души» представляет собой полотно, вмещающее в сюжет гоголевской поэмы весь мир его героев во главе с главным «чёртом» Чичиковым и собственную судьбу автора. Темы произведений главного мистика русской литературы актуальны и сегодня. Все герои лайт-оперы покажутся зрителю до боли знакомыми. А губернский город N предстанет пред нами во всем великолепии эстетики XIX века и богатстве русского колорита: хохлома, гжель, жостово, дымка.
«Мы хотели показать всю красоту и глубину «деревянной Руси». За основу декораций взяли именно доску потому что, на мой  взгляд, это очень богатый и символичный материал, на нём можно намалевать ругательное слово, а можно написать икону. Мы целенаправленно старались уйти от мистицизма, который принято присваивать Гоголю, решив, что он сам появится там, где это нужно, поэтому мёртвые души у нас не тёмные, чёрные, страшные, а такие вот непонятные серо-белые субстанции с большими черными пушистыми глазами. Интересно, что решение финала пришло в процессе постановки. Как картина «Явление Христа народу» предстаёт во всём своём масштабе, но без Христа, так деревянная Русь у нас оголяется. Люди остаются в безликих одеждах, а из декораций на сцене — лишь металлические перекладины», — отмечает художник-постановщик Максим Обрезков.
Спектакль интересен своей понятностью для любого зрителя: неподготовленный увидит красоту костюмов и порадуется детективному сюжету, а подготовленный поймает себя на мысли, что здесь везде Гоголь, здесь всё о нем и о необъятной русской душе, всё символично.