Краснодарский театр музыкальной комедии

В 1937 году постановлением ВЦИК Азово-Черноморский край был разделен на Ростовскую область и Краснодарский край. Это позволило сделать театр стационарным, он получает новое название — Краснодарский театр музыкальной комедии.

В газете «Большевик» сказано: «Краснодарское Краевое управление по делам искусств доводит до сведения заинтересованных лиц и организации о том, что с 20 сентября 1937 года здание бывшего Северного театра передано вновь организованному Театру музыкальной комедии».

В 1937–1938 годах государственный театр отрешается от антрепризного прошлого и быстрыми темпами обновляет репертуар.

Выходят «Сорочинская ярмарка» и «Коломбина» А. Рябова, «Свадьба в Малиновке» и «Сотый тигр» Б. Александрова, «Карнавал» Ф. Легара, «Соловьиный сад» С. Заславского.

Это, несомненно, трудные годы, когда приходится выживать по всем направлениям: со стареющим зданием, протекающей крышей, с малоопытной художественно-постановочной частью. В Краснодаре появляется режиссер Николай Сергеевич Едигаров. В конце 1939 года в труппу приходит Мартын Христофорович Лусинян.

В сезоне 1939–1940 гг. возникают следующие постановки: «Холопка», «Принцесса цирка», «Гусарская любовь» («Осенние маневры») И. Кальмана, «Голубая кровь» («Темное пятно») Дж. Гершвина, «Кето и Котэ» В. Долидзе, «Голубые скалы» З. Заграничного. В 1941 году успевают сделать «Жрицу огня» В. Валентинова, «Марицу», «Честь мундира» С. Заранека, детские спектакли, и на гастролях в Армавире — 19 июня выпускают последнюю премьеру: «Подвязку Борджиа» М. Краусса. После объявления о начале Великой Отечественной войны труппа еще неделю играет в Армавире. 23 июня Краснодарский край переведен на военное положение. Труппа Краснодарской музкомедии приостанавливает работу и распускается. Часть артистов призывается на фронт, часть эвакуируется и вливается во вновь учрежденные решением крайисполкома Объединенный Краснодарский краевой театр и передвижной театр миниатюр, которые обосновываются в городе Сочи и работают в здании Зимнего театра.

12 августа 1942 года начинается оккупация города Краснодара немецкими войсками, а уже 13 августа артистам оставшимся в городе объявлено, что они будут служить в Малом фронтовом театре («Кляйне — театр»), организованном для обслуживания частей немецкой армии. С декабря 1942 года «Кляйне-театр» переформирован в городской театр. По адресу ул. Красная 67 открывается театр «Варьете» (или немецкий кегельбан), по улице Красная, 40 — Украинский театр и театр русской драмы. «Варьете» и Украинский театр являлись Товариществами и работали на самоокупаемости.

16 января 1943 года немецкими оккупантами был расстрелян режиссер Александр Елизаветский. А 10 февраля отступающими немецкими частями взорваны театральные здания, сожжены костюмы и декорации.

Осенью 1943 года территория Краснодарского края полностью очищена от врага, труппа в ожидании восстановления кинотеатра «Колосс» (ул. Красная, 44), временно получила помещение на ул. Красная,67, но музкомедию удалось собрать только в 1944 году.

Из книги «Полвека в оперетте» певца Митрофана Днепрова: «В середине апреля 1945 года мы с женой ходим по улицам Краснодара. Кто не знает, что такое весна на Кубани! Это море цветов: цветет и сирень, и жасмин, и бесчисленные фруктовые деревья. Это яркое южное солнце и чудесный свежий воздух. Правда, я прихожу в ужас, когда вижу театр. Трудно назвать так сарай, в котором временно играет оперетта. Настоящий театр сгорел».

А в августе 1945 года директором стал Андроник Исагулян, личность легендарная, воспоминания о нем живут и сегодня.

В 1954 году под его руководством произошел переезд театра в помещение бывшего кинотеатра «Колосс».

В репертуаре по прежнему царствует классика: И. Кальман, Ф. Легар, И. Штраус, а также современные сочинения И. Дунаевского, Б. Александрова, Ю. Милютина.

Дирижеры Михаил Киракосов и Яков Верховский, художник Александр Чечин составили славу театра. Михаил Киракосов сочинял детские спектакли, а в 1954 году вместе с режиссером Г. Спектором и художником А. Чечиным выпустили первую оперетту на местную тему «У нас на Кубани».

Это спровоцировало продолжение. Кубанские композиторы и драматурги написали немало оперетт: «Любовь Оксаны» Д. Фалилеева, по пьесе С. Ольгина (1957 г. ), «Кубанские ласточки» Д. Фалилеева, Г. Плотниченко, Я. Верховского по пьесе С. Ольгина (1960 г. ), «Девичья фамилия» Г. Плотниченко, Я. Верховского, пьеса В. Мхитаряна, стихи С. Ольгина (1962 г. ), «Степные огоньки» В. Володина, пьеса В. Дармодехина (1964 г), «Горная ромашка» Е. Алабина, пьеса В. Бакалдина (1966 г. ), «Светлишка» В. Володина, пьеса В. Дармодехина (1967 г. ), «Добрый день или Невеста по заказу» В. Пономарева, пьеса В. Бойко и К. Обойщикова (1976 г. ).

В немалой степени способствовали популярности жанра оперетты влившиеся в труппу в 50 — годы молодые артисты: Валентина Кривошеина (первая в театре заслуженная артистка России), Клара Крахмалева, Евгения Белоусова, Нелли Роман, Любовь Рогова, Георгий Ухов, Иван Божко.

Особенность первого послевоенного десятилетия — частая смена режиссеров и художественного руководства.

В 1952–1956 гг. главным режиссером театра работал Федор Ковровский. В это время в театре дебютировал молодой режиссер Георгий Спектор.

В 1956 году главным режиссером театра стал Матвей Ошеровский, перевернувший все традиционные представления о режиссуре оперетты. Именно в эти годы в театрах страны — в Москве, Свердловске, Одессе начинается заметный поиск в области разных жанров в области оперетты. Возникают новые оперетты «Черный дракон» Д. Модуньо, «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу и Краснодарский театр оперетты в середине 60-х годов становится силен как никогда. Художественные задачи решаются здесь довольно легко. В афише театра оперетты «Сердце балтийца» К. Листова, «Девушка с голубыми глазами» и «Москва-Париж-Москва» В. Мураделли, «Проделки Биберли» Р. Гаджиева. Живет полной жизнью классика: сохраняются в репертуаре «Сильва», «Принцесса цирка», «Фраскита», «Веселая вдова».

В 1954 году состоялся третий переезд театра в здание кинотеатра «Колосс» на ул. Красная,44. Оно по сравнению с клубной сценой являлось настоящим театральным пространством, что способствовало восстановлению художественного авторитета театра в городе и за его пределами.

Год 1960 для театра особенный. Впервые театр отправился на большие гастроли в Москву. Открыли гастроли опереттой «Кубанские ласточки», написанной местными авторами С. Ольгиным (автор либретто), Д. Фалилеевым, Г. Плотниченко, Я. Верховским (авторы музыки). Вернулись из Москвы со званиями. Оперетта пришлась по вкусу, как рядовым москвичам, так и крупным чиновникам. Труппа была осыпана наградами и званиями.

В 1964 году началась реконструкция театра, перешедшая в строительство нового здания на старом месте. Автор проекта этого здания Александр Васильевич Титов. Деятельное участие в выработке политического решения о строительстве театра принимала начальник Краснодарского краевого управления культуры Марина Шапиро.

Жизнь коллектива стала состоять из гастролей.

Назад к «Истории музыкального театра»