Государственный кубанский казачий ансамбль «Криница»
«В нашем приходе в «Премьеру» решающую роль сыграли три имени: А.С. Пушкин, П.И. Чайковский и Л.Г. Гатов» (В.Капаев)
Государственный кубанский казачий ансамбль «КРИНИЦА» — Живой источник народной мудрости
Криница у славянских народов – чистый источник воды, родник, колодец – живая вода. Ансамбль «Криница» – неиссякаемый источник народной мудрости, в своем творчестве опирается на многовековой кладезь фольклора и традиций линейных, черноморских, некрасовских казаков Кубани, донских и терских казаков, и сама форма исполнения взята от аутентичных ансамблей, каких на Кубани немало.
«Криница» – это воплощение свободного духа, обаяния и таланта, искрометной молодости и красоты жемчужины России – Кубани. Один из лучших профессиональных коллективов Краснодарского края, а, может, и всей России. Песни из репертуара ансамбля поют по всей стране, куда бы вы ни попали: Мурманская область или Ханты-Мансийск, Сибирь или Урал, Бурятия или Дальний Восток. Песни «Черноморец», «Грибы» и многие-многие другие «хиты» ансамбля знают и исполняют все без исключения певцы и творческие коллективы, которые занимаются народным искусством: от самодеятельных, до именитых и прославленных. Это приятно и почетно.
История ансамбля «Криница» началась в 1994 году с победы на II Всероссийском телерадиоконкурсе «Голоса России», где студенческий коллектив Краснодарского государственного института культуры получил Гран-при. Руководит ансамблем заслуженный деятель искусств России, заслуженный деятель искусств Республики Адыгея Владимир Капаев. Жизнь «Криницы» в семье творческих коллективов «Премьеры» началась в 2002 году, когда Леонард Гатов предложил ансамблю принять участие в работе над оперой П.И. Чайковского «Евгений Онегин» совместно с Музыкальным театром. (подробнее с историей коллектива можно ознакомиться здесь)
Сегодня в репертуаре ансамбля – кубанский фольклор в оригинальном исполнении, авторские аранжировки казачьих песен и произведения современных композиторов; спектакли «Ночь перед Рождеством» и «Майская ночь» по мотивам произведений Н.В. Гоголя; музыкальные сказки для детей кубанских авторов – поэтессы Людмилы Фоминых, композиторов Владимира Чернявского («По щучьему велению» и «Морозко») и Игоря Анисимова («Невероятные приключения в волшебном лесу», «Удивительные приключения в сказочном царстве», «Что рассказала сорока? Новогодний переполох»), а также участие в постановках Музыкального театра: оперетте «Бабий бунт» Е. Птичкина, музыкально-драматическом спектакле по роману В.И. Лихоносова «Наш маленький Париж».
Художественный руководитель
заслуженный деятель искусств России
Владимир Капаев
Родился в г. Вязники Владимирской области. В 1977 году окончил отделение народного хора ГМПИ им. Гнесиных. Работал главным хормейстером Ульяновского русского народного хора профсоюзов, главным хормейстером Государственного Академического Воронежского русского народного хора, главным хормейстером Академического Кубанского казачьего хора. С 1993 года работает художественным руководителем Ансамбля казачьей песни «Криница», с 2002 – в Краснодарском творческом объединении «Премьера».
«Главную роль в моей творческой судьбе сыграл институт имени Гнесиных, – вспоминает Владимир Капаев. – Нас так хорошо учили! Каждого студента пестовали, лелеяли. До сегодняшнего дня я поддерживаю связь со своими преподавателями. Там же была и Надя Бабкина, она закончила «гнесинку» на год раньше меня, а ансамбль «Русская песня» организовала будучи ещё студенткой. Услышав «Криницу», она сказала: «Володя! Я не знала, что у тебя такой замечательный ансамбль!». С тех пор началась большая творческая дружба двух коллективов.
Интересно, что Владимир Капаев родился в семье мастера по изготовлению гармоней и прошел академическую школу хорового пения. Первый раз на Кубань «за песнями» приехал в 1975-м, обучаясь в институте имени Гнесиных. С тех пор изучение, пропаганда и сценическое воплощение кубанской песни стало делом его жизни. Владимир Александрович бережно и любовно собирает, хранит и аранжирует казачьи песенные образцы, доставшиеся нам от наших предков и дошедшие до нас из глубины веков. Каждая песня «Криницы», исполненная непосредственно и ярко, звучит как неподверженный влиянию времени маленький шедевр.
Помощник художественного руководителя, главный хормейстер и дирижёр — Игорь Прихидько
Директор — Виктория Заводчикова
Балетмейстер-репетитор — заслуженная артистка Кубани Таисия Арефьева
Хормейстер и артист ансамбля — Максим Горбань
СБОРНИК «ПОЕТ АНСАМБЛЬ КАЗАЧЬЕЙ ПЕСНИ «КРИНИЦА»
«Криница» служит кубанской казачьей песне уже два десятилетия. Результатом этого творческого периода жизни ансамбля стал сборник «Поёт Ансамбль казачьей песни «Криница». В нём наши самые любимые песни станиц и хуторов Краснодарского края, Юга России, ряд песен современных композиторов, а также несколько песен Воронежской области. Песни записывали в станицах Кубани сам Владимир Капаев и его студенты. Работа была проделана сложная, кропотливая.
— Я сам расшифровывал песенный материал, и это, на мой взгляд, очень важно, так как необходимо самому слышать первоисточник, ведь он несёт в себе ценнейшую информацию по характеру исполнения той или иной песни, по произношению текста, фразировке, акцентированию … – отмечает Владимир Александрович. – Все песни, в той или иной степени, подвергнуты мною музыкальной обработке и в этом отличительная черта сборника. В последние годы на Кубани немало издано фольклорных сборников, но далеко не каждый музыкант может творчески подойти к фольклорной песне.
Многие руководители самодеятельных коллективов края и России, по следам прослушанных записей компакт-дисков АКП «Криница» используют в своём репертуаре песни коллектива, но сделанные ими расшифровки неверны, неточны… Этот сборник станет для них хорошим подспорьем.
Материал сборника ценен и тем, что песни неизбиты, есть среди них и совсем редкие образцы линейной протяжной песни Кубани, как то: «Дай, чем полюшко разукрашено», «Кременна Москва», «Что не ворон вьётся», «Дай, кто бы нам братцы сказал» и другие, а если и встречаются знакомые песни, то обработаны они интересно, необычно, что придаёт им особую новизну и современность. Вообще, позиция автора относительно фольклора заключается в том, чтобы по возможности, не ломая песню, предельно приблизить её к сегодняшнему дню, чтобы она была понятна современнику и необходима ему.
Юбилейный сборник «Поёт Ансамбль казачьей песни «Криница» адресован любительским коллективам края, а также всем почитателям казачьей песни России, которая, в наши дни, не оставляет равнодушными людей, жаждущих прикоснуться к казачьей песенной культуре.