А. Адан
Балет в 3 действиях
Либретто А. Сен-Жоржа и Ж. Мазилье в редакции Ю. Григоровича по мотивам поэмы Дж. Байрона
Продолжительность – 2 час 40 минут
В спектакле используется музыка Ц. Пуни, Л. Делиба, Р. Дриго и др., а также танцевальные фрагменты балетмейстеров Ж. Перро, К. Сергеева, А. Чекрыгина и др.
Хореоргафия – Ж. Перро и М. Петипа
Хореограф-постановщик новой редакции – народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР, Герой Труда Кубани, академик Юрий Григорович
Художник-постановщик – Николай Шаронов
Дирижер-постановщик – заслуженный артист РСФСР Александр Лавренюк
Ассистенты хореографа – балетмейстеры-репетиторы заслуженный работник культуры России Ольга Васюченко, заслуженный артист России Олег Рачковский
Действующие лица:
Конрад,предводитель корсаров
Медора,невольница, воспитанница Ланкедема
Бирбанто, корсар, друг Конрада
Ланкедем, торговец невольниками
Сеид-паша
Начальник стражи Сеид-паши
Корсары, невольницы, купцы, одалиски, стражники, скупщики, свита Сеид-паши, надсмотрщики, арапчата
В спектакле занят Кубанский симфонический оркестр, а также учащиеся Краснодарского хореографического училища.
Пролог
Корабль корсаров, преодолевая морскую стихию, приближается к берегу.
Действие I
Рыночная площадь восточного города. Сюда со своим предводителем Конрадом пришли корсары. Здесь же и работорговец Ланкедем, расхваливающий свой товар. Воспитанница Ланкедема невольница Медора привлекает внимание окружающих красотой и своими танцами. Конрад восхищен девушкой. Медора бросает ему цветок. Увидев танцующих вместе Медору и Конрада, рассерженный Ланкедем уводит её с площади.
В сопровождении свиты на рынке появляется Сеид-паша. Он выбирает невольниц для своего гарема. Но товар Ланкедема оказывается ему не по вкусу, и он, недовольный, собирается покинуть рынок. Тогда Ланкедем выводит Медору. Сеид-паша в восторге от Медоры и готов купить её. Ланкедем просит огромные деньги. Купив Медору, Сеид-паша удаляется, приказав слугам сопровождать её в гарем.
Потрясенная Медора бросается к Ланкедему, но деньги для него дороже Медоры. Тогда она просит защиты у Конрада. Конрад и корсары спасают девушку, захватывают Ланкедема с невольницами, торговцев с товарами, грузятся на корабль и уплывают в море.
Действие II
Пещера на берегу моря, куда подошел корабль корсаров. Медора и Конрад свободны. Во имя их любви Медора просит Конрада отпустить невольниц на свободу. Он готов выполнить ее желание, но против этого восстает помощник Конрада Бирбанто. Он не хочет отпускать невольниц и подговаривает корсаров на бунт. Корсары бросаются на Конрада, но он быстро расправляется с зачинщиками, и счастливые невольницы спешат скрыться. Бирбанто в бешенстве. Он придумывает коварный план. В кувшин с вином он подсыпает снотворное зелье и заставляет насмерть перепуганного Ланкедема поднести кувшин с отравленным вином Конраду.
Конрад и Медора счастливы. Ланкедем подносит влюбленным вино, и, отведав вино, которое подает ему ничего не подозревающая Медора, Конрад погружается в сон.
Медора в смятении. Заговорщики с закрытыми лицами, среди них Бирбанто, окружают её. Защищая одурманенного зельем Конрада, она ранит Бирбанто в руку. Пользуясь всеобщим смятением, Ланкедем, схватив почти бесчувственную Медору, убегает, унося её с собой. Бирбанто собирается убить Конрада, но действие снотворного ослабевает, и Конрад просыпается. Он в отчаянии, узнав о похищении Медоры. Бирбанто притворно клянется ему в верности.
Действие III
Сад дворца Сеид-паши. Повелителя окружают многочисленные жены, которые соперничают друг с другом. Сюда, к Сеид-паше, Ланкедем приводит Медору. Сеид-паша в восторге.
Придворные докладывают о прибытии богатых заморских купцов. Купцы преподносят паше роскошные подарки. В это время один из купцов незаметно подходит к Медоре и снимает бороду, открывая свое лицо. Это Конрад. Медора понимает, что её хотят спасти. Сеид-паша доволен и предлагает гостям развлечение. Перед гостями появляется прекрасный «оживлённый сад» невольниц, в котором царит красавица Медора. Она танцует с упоением и радостью, зная, что Конрад здесь, и он её спасет. Неожиданно корсары сбрасывают одежды и вступают в бой со свитой Сеид-паши. Одержав победу, корсары во главе с Конрадом освобождают Медору и скрываются.
Медора рассказывает Конраду о заговоре против него. Конрад в смятении. Но, заметив на руке Бирбанто след от нанесенной ею раны, Медора убеждает Конрада в измене его бывшего друга. Разоблаченный Бирбанто набрасывается на Конрада. Конрад убивает Бирбанто и исчезает вместе с Медорой и корсарами.
Эпилог
Корабль корсаров в море. Конрад и Медора, словно вольные птицы среди морской стихии.
О балете:
Балет «Корсар» впервые был показан на сцене Большой Парижской оперы в 1856 году. Двумя годами позже он был поставлен в Большом театре в Петербурге. Авторы балета «Корсар» – либреттисты А. Сен-Жорж и Ж. Мазилье, композитор А. Адан, балетмейстер Ж. Мазилье. В России балет ставил знаменитый хореограф Ж. Перро, а позднее обновлял М. Петипа. С тех пор балет «Корсар» занял прочное место в русском репертуаре. В балете привлекали вольнолюбивый дух байроновской поэмы, послужившей ему прототипом, сильные человеческие страсти, романтическая приподнятость темы.
Балет «Корсар» оказался удивительно жизнестойким, ибо в спектакле действовали столь экзотические герои, как морские разбойники (корсары) и бесстрашная подруга предводителя корсаров; в нём кипели благородные и низменные страсти, к тому же он предлагал беспроигрышный сюжетный ход к сердцам любых зрителей – любовь, которую приходилось отстаивать и защищать.
Новая хореографическая редакция балета «Корсар» Ю. Григоровича сделана на основе композиции М. Петипа специально для краснодарского театра балета. Премьера состоялась 30 апреля 2005 года.