Вечер хореографии в 2 отделениях
Продолжительность — 1 час 45 мин
Художественный руководитель постановки — народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР, Герой Социалистического Труда, академик Юрий Григорович
Дирижёр-постановщик — заслуженный артист РСФСР Александр Лавренюк
Возобновление балетных номеров — балетмейстеры заслуженный работник культуры России Ольга Васюченко, заслуженный артист России Олег Рачковский, Вадим Ступка
Художник по декорациям — Михаил Сапожников
Художник по костюмам — Елена Долгалева
Художник по свету — заслуженный работник культуры Краснодарского края Алексей Перевалов
После Октябрьской революции в театре балета эпохи Мариуса Петипа, Льва Иванова, Александра Горского, а впоследствии Михаила Фокина, Касьяна Голейзовского начался период создания балетов, главной темой которых стала борьба народа с диктатурой и насилием. В балете «Лауренсия» толпы восстают против тирании Командора, а в балете «Пламя Парижа» народ и его герои совершают революцию. Новая главная тема произведений самых разных жанров — борьба за свободу и независимость, борьба против насилия над человеком. Создаются произведения, содержащие героическое начало, композиторы пишут новую музыку, балетмейстеры решают идеи нового времени и создают хореографию, созвучную мыслям и музыке. Особая черта балетмейстеров того времени — решение всех действий и сюжетных столкновений через танец. Именно танец становится главным выразительным средством, народность требует характерности, балет приобретает героическое звучание. Растет плеяда талантливых мастеров балета, блестяще справляющихся с поставленными временем задачами. Именно этим балетмейстерам посвящен проект Юрия Григоровича «Легендарные хореографы ХХ века». Премьера спектакля состоялась 11 и 12 июня 2018 года.
I отделение
II отделение
Сюита из балета Арама Хачатуряна «Гаянэ»
«Гаянэ» — одна из лучших работ яркой, характерной танцовщицы и балетмейстера Нины Анисимовой, ученицы основоположницы теории русского классического балета Агриппины Вагановой. Балет готовили к постановке в Ленинградском государственном академическом театре оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинском театре), но начавшаяся война нарушила планы — театр был эвакуирован в Молотов (ныне г. Пермь), а 9 декабря 1942 года премьера состоялась на сцене Пермского театра оперы и балета. Главные партии исполнили знаменитые мастера балетного искусства: Наталия Дудинская, Константин Сергеев и Борис Шавров.
Балет «Гаянэ» стал классикой советского балета. Его музыка наряду с музыкой «Спартака» относится к числу лучших произведений Арама Хачатуряна. Партитура с широким симфоническим развитием отличается национальным колоритом, темпераментом и красочностью. Это выражено и в проникновенно нежной колыбельной Гаянэ, и в полном огня и мужественной силы танце с саблями. Неповторимая индивидуальность хореографии Нины Анисимовой заключается в гармоничном сочетании классической техники с национальным танцем.
Визитной карточкой балета стал написанный для последнего действия «Танец с саблями», сочетающий в себе армянскую народную музыку с джазовыми элементами. Его популярность была невероятно высока. В США «Танец с саблями» возглавлял хит-парады классической музыки, становился бестселлером и даже хитом музыкальных автоматов.
Сюита из балета Александра Крейна «Лауренсия»
Балет Александра Крейна «Лауренсия» в постановке Вахтанга Чабукиани — один из первых балетов, где наряду с яркими главными героями, народ становится полноправным и активным участником действий на сцене. Образ Лауренсии принадлежит к числу лучших женских портретов мировой драматургии. Партию исполняли выдающиеся талантливые балерины Наталия Дудинская, Алла Шелест и Майя Плисецкая. Фрондосо в исполнении Вахтанга Чабукиани стал эталоном образа и танцевального мастерства. Изобилие и богатство хореографии в балете дало возможность исполнителям создать полноценных героев и проявить свое танцевальное мастерство. В качестве балетмейстера Вахтанг Чабукиани открыл нам музыку танца, как главного средства передачи состояния балетных героев, их мыслей, чувств, поступков.
Сюита из балета Бориса Асафьева «Пламя Парижа»
Балет Бориса Асафьева «Пламя Парижа» впервые был поставлен в Ленинградском государственном академическом театре оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинском театре) балетмейстером Василием Вайноненом. Премьера состоялась 7 ноября 1932 года. В постановке участвовали лучшие силы театра: Наталия Дудинская, Вахтанг Чабукиани, Константин Сергеев, Нина Анисимова. В постановке Большого театра были заняты выдающиеся мастера балетной сцены: Алексей Ермолаев, Ольга Лепешинская, Асаф Мессерер и Марина Семенова.
В «Пламени Парижа» место героя заняла толпа. Средствами массового танца решалась каждая кульминация спектакля. Лагерю аристократов был отдан классический танец со вставным анакреонтическим балетом и привычная балетная пантомима. Восставшим — массовые танцы на широких площадях. В свободных, непринужденных позах Фарандолы представляется свободная веселящаяся Франция, а в порывистых линиях Карманьолы — дух возмущения, угрозы и бунта. Особенно ярким стал характерный «Танец басков» в третьем акте, полный силы и героики.
Музыка балета получила форму монументальной симфонии, в которую включены мелодии Франции того времени, включая революционную «Карманьолу» в сопровождении хора, музыку французских композиторов, например, «Гавот» Жана-Батиста Люлли.
Сюита из балета «Паганини» Сергея Рахманинова
Балет «Паганини» стал одной из лучших постановок хореографа Леонида Лавровского. По его замыслу образ Паганини должен был решаться вне всякой бутафории, поэтому пантомима в его партии сведена к минимуму — преобладает танец. В поисках новых приемов хореографического спектакля балетмейстер твердо решил отказаться от излишнего антуража в пользу художественных образов: не реальная скрипка в руках, а он сам — Паганини — будет прекрасным инструментом, рождающим музыку. Бутафорские скрипки держат в руках совсем другие действующие лица — посредственные завистники Паганини. Еще один вражеский лагерь музыканта — монахи во главе с Епископом. Их безжизненные движения противопоставляют страстному танцу Паганини. Присутствует в балете и женский персонаж — Муза, олицетворяющая и реальную женщину, возлюбленную Паганини, и вечное искусство, которому он служит.
Балетная картина из оперы «Фауст» Шарля Франсуа Гуно «Вальпургиева ночь»
Первоначальная редакция оперы «Фауст» предназначалась дл япостановки в парижском Theatre Lyrique (ныне Theatre de la Ville) и не содержала балетных сцен. Лишь к 1869 году для постановки в Grand Opera Гуно создал «Вальпургиеву ночь». В последствии эта редакция и утвердилась на сцене, а хореографический шедевр стал отдельным произведением, которое часто исполняется самостоятельно. Свое название картина получила от распространенного в Германии поверья, согласно которому дьявол устраивает празднество в горах Гарца в канун дня Святой Вальпургии. В опере место действия эпизода — во владениях Мефистофеля, который стремится отвлечь мысли Фауста от Маргариты, предлагая ему насладиться всеми благами мира.
«Вальпургиева ночь» в постановке Леонида Лавровского воплощает в танце начало весны и пробуждение жизни, а музыка сцены основана на резких контрастах. Буйство природы и страстей олицетворяют Пан, сатиры, опьяненные вином и страстью Вакх и его жрицы вакханки. На звуки флейты Пана слетаются девственные нимфы. В отличие от чувственных наслаждений других персонажей они символизируют духовную и целомудренную любовь. Завершается сцена всеобщим ликованием чувств.
Вошедшая в золотой фонд балетного репертуара сцена «Вальпургиева ночь» стала украшением и в опере и в отдельном исполнении любого концерта