Летом только мюзиклы, или О том, как завершился фестиваль искусств

Мария Васина
3-й курс, факультет журналистики КубГУ

 «Четыре времени года» – так называется фестиваль, которым Краснодар­ский музыкальный театр решил отметить свой юбилейный 80-й сезон. По за­думке организаторов, каждой поре здесь отведён свой сценический жанр. Так, золотую осень ознаменовала собой оперетта – лёгкое игривое представление с комическим сюжетом, зима стала символом оперы с её строгостью и величием, весна – время молодости и цветения – принадлежит современной хореографии, а яркие мюзиклы олицетворяют солнечное лето.

 Эта, самая жаркая во всех смыслах слова, пора фестиваля открылась 8 июня light-оперой А. Пантыкина «Гоголь. Чичиков. Души», созданной по моти­вам гоголевской поэмы и поставленной главным балетмейстером и режиссёром театра Александром Мацко.

«Некоторые любят погорячее»

11 июня зрителям был представлен мюзикл «Джаз для настоящих леди». Основой спектакля послужил сюжет фильма «В джазе только девушки, или Не­которые любят погорячее», который в 1959 году режиссёр Билли Уайлдер снял по сценарию Изи Даймонда. На краснодарской сцене публике встречаются уже знакомые герои: знаменитый дуэт – контрабас и саксофон, или, иными словами, Джо и Джерри, мучительно ищущие работу, Дана Ковальчик, сбе­жавшая от очередной несчастной любви в дешёвенький ансамбль, суровая Кра­сотка Сью, нажившая себе язву желудка дирижированием дамским коллекти­вом, админи­стратор труппы мистер Бинсток, чикагский гангстер Коломбо, де­вочки из джаза и многие другие.

Премьера спектакля на краснодарской сцене состоялась 7 марта 2010 года. В его первозданном варианте роли Джозефины и Дафны исполняют Владислав Емелин и Алексей Алексеев, а роль Душечки делят Гюльнара Низамова и Ма­рина Шульга. В рамках же музыкального фестиваля на главные роли были при­глашены звёзды из столицы: актриса театра Алексея Рыбникова – Анна Кур­кова (Душечка), актёр театра Романа Виктюка – Валерий Гвимрадзе (Дафна) и актёр Московского театра музыкальной комедии – Ростислав Колпаков (Джозефина).

Две недели для постановки спектакля – срок очень уж небольшой, но именно за это время московским актёрам необходимо было не только вклю­читься в работу, но и довести её до совершенства. Несомненно, восторженная реакция публики была подтверждением успеха, в достижении которого, по при­знанию Ростислава Колпакова, им помогла и солнечная погода в Краснодаре, и тёплая атмосфера Музыкального театра.

Спецификой мюзикла «Джаз для настоящих леди» является его драматиче­ская основа. В отличие от классических мюзиклов, где текст – лишь вкрапление в музыкальную ткань спектакля, «Джаз для настоящих леди» почти полностью опирается на сценарий Изи Даймонда и содержит несколько вокальных номе­ров, а потому может считаться произведением больше драматическим, нежели музыкальным. Это ставит перед актёрами музыкальных жанров несколько но­вые задачи – освоение больших объёмов текста и необходимость подлинно драматического перевоплощения. И хотя сам фильм задумывался Уайлдером как пародия на типичные гангстерские картины 30-х годов, его отличительной чертой является крайняя серьёзность, что и объясняет столь поразительный ко­мический эффект.

 Эффекта удалось добиться и артистам спектакля. Бурный смех зала вы­звало и появление кабачка за дверью поминального агентства, и грозные реп­лики Красотки Сью в органичном исполнении заслуженной артистки Кубани Карины Петровской, и ужимки жениха Дафны и, по совместительству, мил­лио­нера Осгуда, блистательно сыгранного заслуженным артистом России Дмит­рием Морщаковым, и, конечно же, знаменитые возгласы «Я девушка! Я де­вушка!», время от времени помогавшие Дафне вновь обрести себя. Одним сло­вом, артисты заставили публику пережить происходящее словно впервые, поза­быть о том, что каждый поворот великолепной комедии давно знаком.

Кстати говоря, Дафна, как и её экранное альтер-эго, сразу же сделалась любимицей зрителей. Впрочем, вряд ли можно было ожидать чего-то иного: с момента появления этой эксцентричной девушки никто не мог без улыбки сле­дить за перевоплощением Джерри, который с первых минут пребывания в жен­ском ансамбле успел и порекомендовать модистку, и подружиться с Душечкой. Валерий Гвимрадзе, сумевший с невероятной точностью овладеть приёмами женской непосредственности, рассказал о работе над образом:

– Сначала я вводился в спектакль по видеозаписи, где роль Дафны ис­полняет Лёша Алексеев, который сыграл её блистательно. Я боялся быть на него похожим, не чувствовал своей органики. Но затем посмотрел всё-таки один разочек фильм и поймал там фишку, от которой уже, благодаря школе, по которой я учился, от внешнего пошёл к внутреннему, и всё полу­чилось.

– Какую фишку, если не секрет?

– Не скажу (смеётся).     

А его коллега Ростислав Колпаков признаётся, что фильм «В джазе только девушки» не смотрел специально, чтобы не отвлекаться на уже созданный Тони Кёртисом образ. Как и многие артисты, Ростислав объясняет это желанием со­хранить собственный почерк. И хотя в спектакле действительно было много индивидуального (так, например, Дмитрий Морщаков решил свой образ не просто в комедийном, а, скорее, в фарсовом духе), всё-таки некоторое сходство с экранными персонажами присутствовало.

Мюзикл навсегда

15 июня программу летней части фестиваля завершил Гала-концерт, пред­ставивший попурри из фрагментов лучших бродвейских мюзиклов. И снова со­стоялся очередной триумф как этого жанра, так и Краснодар­ского музыкального театра.

Концерт был открыт фееричной миниатюрой, где пригла­шённый из Санкт-Петербурга актёр театра музкомедии Иван Корытов, стреми­тельно меняя кос­тюмы, танцуя вместе с кордебалетом и даже взмывая в небо, поведал зрителям историю возникновения мюзикла.

В течение спектакля на сцене сменилась не одна эпоха:  так, танцы стиляг из 50-х перешли в рóковые мотивы мюзикла Эндрю Ллойда Уэббера «Иисус Христос – Суперзвезда», где арию Марии Магдалины исполнила солистка Мо­сковского театра музыкальной комедии Елена Газаева.

Знаменитая «I only want to say» в русском переводе прозвучала из уст об­ладателя божественного тенора Владислава Емелина. «Пусть я умру…» – пел он, и слышно было, как в судорогах восторга сжимались женские сердца.

Мастера жанра

Среди тех, кто когда-либо прикасался к вокальному искусству, существует целая плеяда певцов, сумевших добиться самого главного в исполнительском мастерстве: обладая в полной мере техникой, пойти дальше и наполнить голос чувством, сделать его настоящим музыкальным инструментом, не допускаю­щим сбоев. Одним из таких певцов, бесспорно, является Владислав Емелин. В спектакле он предстаёт и Иисусом, страдающим из-за неизбежности собствен­ной смерти, и Кристианом, влюблённым в ветреную Роксэн. Однако сцениче­ское перевоплощение – не единственная задача певца: ария Иисуса предпола­гает наличие,  в общем-то,  нетипичных для мужского диапазона нот. В одном из наиболее патетических мест мелодия поднимается до ми бемоль второй ок­тавы.

Вот что рассказывает о вокальных секретах сам  Владислав Емелин: «Ши­роту диапазона во многом определяет сам музыкальный жанр. Грубо го­воря, есть мюзикловый, оперный да даже рок-диапазон. И между ними це­лая пропасть: разные голосовые манеры и вокальные возможности. А пе­ре­стройка с одного на другой может занимать до нескольких недель! Если го­ворить о предпочтениях, опера мне, конечно, ближе и по голосу и по душе, но ария Иисуса интересна тем, что диапазон моего голоса позволяет рас­крыть в ней несколько оригинальных нот, которые, как говорится, стоят свеч!»

Последнюю мысль подтвердили бурные овации, раздавшиеся ещё до того, как Владислав Емелин закончил исполнение. Не секрет, что завсегдатаи Музы­кального театра с особой силой выражают свою любовь к этому бархатному те­нору. Однако вопреки убеждению о том, что любой народно признанный ар­тист всегда уверен в своих силах, Владислав Емелин, отвечая на вопрос о мыс­лях перед спектаклем, признаётся:«Перед выходом на сцену каждый раз про­клинаю тот день, когда выбрал эту профессию. А во время пения по-раз­ному: радуюсь и испытываю ни с чем не сравнимое чувство удовольствия, когда все хорошо, и жутко мучаюсь, если что-то идет не так».

Ещё один безусловный любимец публики – Алексей Григорьев, актёрское обаяние которого не знает границ. В сцене из «Скрипача на крыше» он появля­ется с длинной бородой, затем предстаёт в образе красавца Билли из «Чикаго», а после с демонической страстью советует Роксэн: «Не носите красный цвет».          В каждой миниатюре Алексей Григорьев выступает не только как певец, но и как танцор, разрушая тем самым миф о том, что совершать эти действия одно­временно почти невозможно: «Существует расхожее мнение среди вокали­стов (особенно оперных), что интенсивные движения на сцене мешают пению. Но дело в том, что современные постановки не признают статику поведения, иначе это уже не спектакль, а концертное исполнение. Конечно, есть определенные неудобства, но всё преодолевается в процессе репети­ций».

Роли Алексея Григорьева всегда настолько разноплановы, а перевоплоще­ние так радикально, что вопрос, кого же в Алексее больше – актёра или певца, – возникает сам собой. Артист отвечает, что, по его мнению, одно от другого не­отделимо: «Все великие певцы обладали в равной степени и вокальным, и актёрским мастерством. Взять, к примеру, Шаляпина. На спектаклях с его участием публика была заворожена авторской трактовкой ролей. И впоследствии она становилось классикой. Актёр, певец, исполняя произве­дение на сцене, должен понимать, что он делает, и своё понимание доне­сти до зрителя».

Ещё одна звезда Музыкального театра, чьё хореографическое мастерство ни в коей мере не уступает вокальному, появлялась сегодня в образе Салли из «Кабаре», кошечки из знаменитых «Cats», Рокси из «Чикаго». В чёрном пид­жаке, шляпе, с тростью, стремительно летающей в её руках, в окружении «пар­ней», которых она время от времени похлопывала по могучему торсу, Наталья Арзяева была неотразима. Элегантная, всегда точная пластика певицы – резуль­тат прирождённого таланта и работы хореографа Марины Владимировой.

Театр с большой буквы

В программе Гала-концерта также прозвучала ария кошки Гризабеллы «Memory» в исполнении Оксаны Авакян, ария Призрака Оперы «Music of the night» из одноимённого мюзикла Э. Л. Уэббера. В роли музыканта с обезобра­женным лицом выступил Ростислав Колпаков. Звучала и песня  из репертуара Лайзы Минелли «Шум кулис» в исполнении Карины Петровской.    

Среди зрителей, многие из которых присутствовали на спектакле не в пер­вый раз, царил восторг. Кто-то признавался, что пришёл для того, чтобы снова услышать голос любимого солиста, кто-то – посмотреть понравившийся номер, а кто-то – просто потому, что считает музыку неотъемлемой частью своей жизни.

В антракте со мной охотно поделились впечатлениями Наталья Ивановна и Юлия Лысенко. Посещение Музыкального театра – их семейная традиция, ведь, про признанию Натальи Ивановны, это – Театр с большой буквы: «Мне нра­вится сама атмосфера искусства, которая чувствуется здесь. Все поста­новки очень качественные, художники и костюмеры работают на славу. Да и ни один театр в любом другом городе не может порадовать билетами на свои спектакли по такой небольшой цене».

Ее дочь  Юлия, которая, впрочем, больше предпочитает балет, рассказы­вает, что пришла на гала-концерт, потому что ожидала увидеть красочное шоу: «Впечатления, несомненно, положительные. Очень ярко смотрятся тан­цоры кордебалета. И мастерство, и костюмы – поразительные».        

Действительно, среди множества достоинств Музыкального театра стоит отметить размах, с которым осуществляются постановки спектаклей. Опера это или балет, современность или начало XIX века – вне зависимости от эпохи и жанра на сцене царит абсолютная органика, благодаря которой зритель в пол­ной мере может ощутить дух того или иного произведения. Детальная работа над материалом, которую демонстрируют и певцы, и танцоры, и режиссёр, по­зволяет театру успешно сочетать в своём репертуаре как классические, так и современные спектакли.

Великий Джоаккино Россини как-то произнёс: «Такую музыку нужно слушать не раз и не два. Но я больше одного раза не могу». История утаила имя несчастного, который удостоился подобной оценки своего творчества. Однако с уверенностью можно сказать только одно: эти горькие слова совершенно не­применимы к спектаклям Музыкального театра. Ибо снова и снова, даже после одного, двух или пяти просмотров, слушатели юные и опытные, поклонники оперы и балета, знатоки и любители собираются в зале театра и с волнением ждут первых звуков оркестра и поднятия занавеса, чтобы погрузиться в вол­шебный мир Искусства.