От «Черного дракона» до «Царской невесты»

13 августа Краснодарский музыкальный театр открывает 89-й театральный сезон бенефисом заслуженного артиста Кубани Владимира Кузнецова в партии Григория Грязного в опере Н. А. Римского-Корсакова «Царская невеста» .

Четверть века назад Краснодар открыл Владимира Кузнецова как героя – сразу и бесповоротно: Константин («И вновь цветёт акация…» на муз. И. Дунаевского), Рауль («Фиалка Монмартра» И. Кальмана), Эскамильо и Моралес («Кармен» Ж. Бизе), Фигаро и Фиорелло («Севильский цирюльник» Дж. Россини), виконт Фердинанд («Мадемуазель Нитуш» Ф. Эрве), Валентин («Фауст» Ш. Гуно). С первых шагов на краснодарской сцене Кузнецов чувствовал себя достаточно уверенно. Юрий Дрожняк, ставивший «Чёрного дракона» Д. Модуньо и игравший сам главную роль Ринальдо, сразу поручил её и молодому артисту. Партию Фигаро он впервые делал в 1998 г. с именитым маэстро Фуатом Мансуровым. То было традиционное прочтение оперы, тем выгоднее предстали юность дебютанта и свежесть его голоса. За Фигаро последовали Валентин («Фауст» Ш. Гуно), Дон Карлос («Каменный гость» А. С. Даргомыжского), Королевич («Кащей Бессмертный» Н. А. Римского-Корсакова), партия в «Кармине Буране» К. Орфа.

– За двадцать пять лет многое пришлось переосмыслить, и теперь я стал самым строгим критиком самого себя. Особенно, когда спадает премьерная эйфория.
Смотр-конкурс «Молодые таланты» (2002) отметил ещё одну знаковую в его судьбе роль – Евгения Онегина в одноименной опере Чайковского.
– Ещё в консерватории я мечтал об Онегине. Особая удача – встреча с режиссёром Дмитрием Бертманом. С ним у нас совпало, кажется, всё – взгляды, возраст, мировоззрение . Огромным счастьем было работать с дирижёром Владимиром Понькиным.

Кузнецову важно уметь играть любовь на сцене. В опереттах «Летучая мышь», «Баядера», «Весёлая вдова» – все герои влюбляются . Но в каждом случае любовь разная. «Весёлая вдова» Ф. Легара пронизано у графа Данилы – Владимира Кузнецова чарующим состоянием вечной влюблённости. В какой-то момент Кузнецов заинтересовался характерными ролями в опере и оперетте. Начало положил Стефан в «Цыганском бароне». Студент Бабс Баберлей, он же тётушка из Бразилии, перешёл к Кузнецову из рук первого в России исполнителя мюзикла Оскара Фельцмана «Донна Люция, или Здрасьте, я ваша тётя» Юрия Дрожняка (1973).. И вновь – комический каскад превращений Бабса и двух его друзей, уже в трактовке Владимира Кузнецова, захватывает зрителя. В «Пигмалионе» Бернарда Шоу талантливого профессора фонетики Генри Хиггинса Владимир Кузнецов трактует как грубого и элегантного, хорошо воспитанного и умного. Мечта артиста исполнить одну из самых серьезных партий мирового оперного репертуара сбылась в июне 2018 г. Оперу Дж. Верди «Риголетто» Георгий Исаакян поставил на него. Трагической кульминацией роли становится дуэт Риголетто с дочерью. Ещё одна сбывшаяся мечта артиста – партия Григория Грязного в «Царской невесте» Н.А. Римского-Корсакова. Роль пришла к артисту в хорошую пору – он уже набрал вокальное и сценическое мастерство. Очень примечательная работа – барон Гастон де Кревельяк в оперетте Имре Кальмана «Мистер Икс». Порадуемся тому, что четверть века работы в театре Владимир Кузнецов способен удивлять и восхищать зрителей.