Фестиваль театральной фотографии. «Живые души. «Гоголь. Чичиков. Души» в Музыкальном театре

Живые души. «Гоголь. Чичиков. Души» в Музыкальном театре 

оригинал здесь: http://tiger-tom-tracy.livejournal.com/425041.html

Ольга Жердева
Отправляясь в Музыкальный театр ТО «Премьера» на спектакль Александра Мацко (режиссёр, балетмейстер-постановщик) «Гоголь. Чичиков. Души», лучше оставить дома все знания о классической опере, да и о «Мёртвых душах» заодно. Классическая история о скупщике мёртвых душ в интерпретации Александра Пантыкина и Константина Рубинского и в формате лайт-оперы, соединившей в себе элементы оперы, эксцентрической комедии, мюзикла, оперетты, рок-оперы, классического и современного балета, зазвучит совсем иначе.
«Иначе – это как?» – спросите вы. Ну, если совсем упростить, то как бродвейский мюзикл, только с Гоголем и мёртвыми душами. А прежде, чем кто-то начнёт высказываться по поводу надругательства над классикой, вот небольшая сводка для размышления:
По итогам XIV Регионального фестиваля «Кубань театральная» имени народного артиста СССР, лауреата государственной премии РСФСР М.А. Куликовского, проходившего в ноябре 2014 года, спектакль «Гоголь. Чичиков. Души» был отмечен сразу в трех номинациях:
Награждены дипломами, денежными призами и памятными сувенирами
Арзяева Наталья в номинации «За лучшую женскую роль 2-го плана», за создание роли Лизоньки, губернаторской дочки
Обрезков Максим в номинации «За лучшую сценографию и костюмы», за создание сценографического решения спектакля
Сергей Скорнецкий в номинации «За лучшее световое оформление спектакля», за создание светового решения спектакля
Награжден дипломом фестиваля творческий коллектив театра
Спектакль – номинант Российской национальной театральной премии «Золотая маска — 2015» в 3-х номинациях:
— лучший спектакль в категории «Оперетта-Мюзикл»
— лучшая мужская роль первого плана – з.а. Кубани Владислав Емелин
— лучшая работа художника в Музыкальном театре – Максим Обрезков

Что же до моих личных впечатлений… Господа, это было феерично! Но к сути!
«Гоголь. Чичиков. Души» – авантюрная музыкальная комедия с нотками детектива (и порой даже хоррора) переносит зрителя в губернский город N., где народ прижимист и глуповат, где у дам всего-то и развлечений, что сплетни да воланчики с фестончиками, где вместо дорог ямы да колдобины…

Нарядные домики сменяются задворками, хлопают ставни, сцена постоянно трансформируется: то в модный салон с хорошенькими барышнями, то в гостиную губернатора, а то и вовсе в узкий тюремный коридор… В чиновничьих кабинетах открываются и закрываются окошечки, где «офисный планктон», перьями скрипя бумаги не жалеет. Город живёт, а зрители тем временем не устают восхищаться сценографией художника Максима Обрезкова (главный художник Государственного Академического театра имени Евг. Вахтангова) и художника по свету Сергея Скорнецкого.
Кстати, совсем недавно город N. пережил «нашествие» Хлестакова. Слава удачливого мошенника не даёт спокойно спать Павлу Ивановичу Чичикову и приводит его в губернский городок… Крошки подбирать или провернуть всем аферам аферу – раз и в дамки? Ну это уж как получится.
Весь спектакль – как одна большая партия в шашки, не зря персонажи то и дело обращаются к этой игре, – кто тут лучший стратег?

«Как чёрта выставить дураком?» – главная мысль творчества Гоголя (Д.С. Мережковский «Гоголь. Творчество, жизнь и религия») становится лейтмотивом спектакля. На каждого мошенника (или – чёрта) найдётся ещё более ловкий пройдоха. Афера с покупкой мёртвых душ окажется хитрой ловушкой губернатора, но и он не останется в выигрыше – «двести тысяч капитала» обратятся кучей крашеных бумажек. Партия, господа!

Приятно удивляет и непохожесть героев спектакля на их литературных прототипов. Согласитесь, в книге Чичиков в его фраке «брусничного цвета с искрой» (не оттуда ли вышли малиновые пиджаки девяностых?) тёплых чувств не вызывает. В «Гоголь. Чичиков. Души» авторам удалось не только обойтись без безвкусного брусничного фрака, но показать легендарного мошенника настолько живыми и симпатичными, что впору скандировать: «Руки прочь от нашего душки!» вместе со светскими дамами города N.
Впрочем, не известно, какой была бы реакция, если бы партию Чичикова исполнял не заслуженный артист Кубани Владислав Емелин, а кто-то менее харизматичный… Я считаю, Чичикову повезло! Причём со всех сторон: и с исполнителем, и с сюжетом, в который авторы очень органично вплели романтическую историю с дочкой губернатора прелестной Лизой (Наталья Арзяева) и откровения героя о нищей юности – «в люди бы выбиться!». Всё это заставляет зрителя сопереживать герою и искренне радоваться счастливому финалу – «Я ведь не только молиться горазда, я ещё и рисую недурно!».
Франт Хлестаков (Максим Рогожкин) же и вовсе предстаёт этаким личным Мефистофелем главного героя, внутренним голосом, который то подначивает Чичикова, то оценивает его успехи, то рекомендует быть наглее, но, как всякий бес авантюр, живо самоустраняется, когда дело начинает пахнуть тюрьмой. Ироничный, язвительный и – да-да, именно! – чертовски привлекательный.

Впрочем, с моей стороны было бы ошибкой говорить о спектакле только как об «истории скупщика мёртвых душ», ведь недаром постановка называется «Гоголь. Чичиков. Души» – в постановке линия Чичикова тесно переплетается с историей его автора, Николая Васильевича Гоголя. Биографические моменты и эпизоды из произведений разных лет создают альтернативную, но при этом не чужеродную основному сюжету реальность, в которой возница Селифан (заслуженный артист Кубани Алексей Григорьев) учится грамоте, а будущий великий писатель учится, взрослеет и, наконец, создаёт шедевр. В этой реальности открываются окошки в другие произведения, и из них на мгновение выглядывают знакомые всё «лица» – от Носа до Панночки…
В этой же реальности происходит и одна из самых сильных сцен – кошмарный сон Чичикова, бесконечный круговорот лиц и несмолкаемый хор голосов, цитирующих Гоголя… Сцена выглядит комично, но ровно до того момента, пока Павел Иванович не «просыпается» с криком: «Над чем смеётесь? Над собой смеётесь!».
И мёртвые души в спектакле – не аллегория, не просто имена в закладных, души здесь – полноправные действующие лица, они и тени, преследующие Чичикова, и страхи, окружающие самого Николая Васильевича Гоголя.

Лайт-опера «Гоголь. Чичиков. Души» вместила в себя не просто суть произведений Гоголя, создатели словно бы сумели ухватить саму их душу. И эта душа действительно живая.
Все фото в посте: сайт Музыкального театра ТО «Премьера»

#фестивальтеатральнойфотографии