Газета «Краснодарские известия». Краснодар услышал первым: как прошел фестиваль «Опера без границ»

«Краснодарские известия» рассказали об основных событиях проекта, включая заключительный концерт «Антология русской оперы».

Концентрат жанра

Это было полное погружение в элитарный вид искусства, в который если влюбишься, то навсегда, говорим без преувеличений. В этом году фестиваль проходил при поддержке министерства культуры Краснодарского края, Ассоциации музыкальных театров России и проекта Министерства культуры РФ «Международные культурные центры» и был посвящен русской опере.

В рамках мероприятия прошли выставка, мастер-класс для студентов Краснодарского института культуры, лектории, круглый стол, оперы «Борис Годунов» (16+) режиссера-постановщика Большого театра Ольги Ивановой, «Евгений Онегин» (12+), опера для детей «Дюймовочка» (6+) на музыку современного композитора Ефрема Подгайца, экскурсия по зданию театра для многодетных семей.

По словам генерального директора, художественного руководителя творческого объединения «Премьера» им. Л.Г. Гатова Алексея Львова-Белова, фестиваль — это концентрат  жанра, который дает возможность получить не только массу эмоций, но и познакомиться с новыми трендами.

— Все получилось даже лучше, чем мы ожидали. В этом году мы представили композиторов — как прошлых столетий, так и современных, пригласили артистов, режиссеров и дирижеров из ведущих театров России и Беларуси, критиков. Поставили гала-концерт молодые специалисты: режиссер-постановщик, куратор проекта «Лаборатория исследования цифровой оперы», лауреат национальной оперной премии «Онегин» в номинации «Лучший онлайн-проект» Дмитрий Отяковский и дирижер «Геликон-оперы» Филипп Селиванов. Это значит, что опера продолжает свое развитие и интересна молодежи,

— считает Алексей Александрович

Искусство в процессе создания

Зрители увидели театрализованное шоу с выделенной сюжетной линией, где серьезные драматические произведения перекликались с легкими и становились логическим продолжением друг друга. Сюрпризом стала мировая премьера «Баталии» из оперы «Елизавета Бам» (6+) Рустама Сагдиева. Некий шарм — это театральное закулисье, куда мы по традиции заглянули перед началом основного действа. Пока артисты наносили грим и разогревали голосовые связки, мы спросили у Дмитрия Отяковского о развитии оперного искусства в России.

— Композитор Рустам Сагдиев работает над созданием новой оперы  «Елизавета Бам» (6+) для Новосибирска, кусочек из которой мы представляем впервые в Краснодаре. Она даже еще не написана полностью и находится в процессе создания, а артисты выучили только один номер специально для нашего концерта. Это экспериментальная и очень смелая музыка,

— рассказал Отяковский.

Благодаря сотрудничеству режиссера и композитора были поставлены спектакль-притча по мотивам рязанского фольклора, моноопера на стихи японских поэтов серебряного века «Слышащая голоса» (16+) и опера «Грехопадение» (18+), которая создавалась как приложение для смартфона. Отяковский считает, что современные оперы не презентованы на сценах театров, именно поэтому у зрителей на слуху десять  основных названий: «Евгений Онегин» (12+), «Пиковая дама» (16+) и в лучшем случае несколько опер итальянского композитора Джакомо Пуччини.

— Несмотря на то, что театры перестали заказывать создание новых партитур от союза композиторов, процесс продолжается. Мы выпустили первую в мире оперу-сериал в цифровом формате про пандемию «Маски». Георгий Федоров, молодой автор из Санкт-Петербурга, написал музыку. До закрытия популярной соцсети в России вышло 5 серий. Это крайне интересный опыт.

Режиссер выразил надежду, что в скором времени поставит на нашей сцене полноценный спектакль, и отметил, что за последние десять лет у Краснодарского музыкального театра произошел большой рывок в развитии.

— Я помню время, когда театр назывался театром оперетты и там шли в основном музыкальные комедии. Сегодня здесь можно увидеть серьезные оперы: такую глыбу, как «Борис Годунов» (16+) — одну из самых сложных для исполнения; недавно поставленную «Царскую невесту» (12+) ; режиссерскую ревизию «Евгения Онегина». Все это говорит о том, что краснодарский зритель любит оперу и ходит на нее.

Точка зрения

Регина Рустамова, участница гала-концерта, солистка Мариинского театра:

— Очень ценно для меня, что мы выступаем не только для столичного зрителя, но и жителей регионов Российской Федерации. Это большая гордость, ведь нам хочется всем подарить свое тепло и искусство! Мы служим миру.

В тему

Дмитрий Отяковский, режиссер-постановщик. В 2011 году окончил Краснодарский музыкальный колледж им. Н. А. Римского-Корсакова по специальности «Вокальное искусство» (курс И. В. Шульжевского). С 2011 года — солист Академии молодых оперных певцов Мариинского театра. В 2017 году окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова как режиссер музыкального театра. Также обучался в Высшей школе режиссеров и сценаристов при киностудии «Ленфильм». В 2017 году проходил стажировку в Немецкой опере на Рейне (Дюссельдорф, Германия).

Материал подготовила Анна Климанц

Источник: Краснодарские известия