Газета «Краснодарские известия». Любовь, философия, Чайковский: на сцену Краснодарского Музыкального театра возвращается «Иоланта»

«Иоланта» — это последняя опера великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, в которую он вложил всю свою душу. Мы узнали у исполнителей главных партий, какое послание оставил автор в своей музыке и почему эта история не так проста, как может показаться на первый взгляд?

Чувственная история со смыслом

Когда погружаешься в оперу, кажется, что пробуешь на вкус сложное изысканное блюдо, состоящее из неизвестных ингредиентов, а потом еще долго наслаждаешься послевкусием. Не нужно пытаться разгадать задумку, если речь идет о великой силе любви. Отдаться ее власти — вот что главное, пожалуй.

У краснодарской публики (а мы знаем, что в нашем городе много ценителей этого элитарного вида искусства) появилась возможность увидеть невероятно чувственную историю с глубоким смыслом. И, что неожиданно, с хорошим финалом. Над спектаклем работали ведущие артисты: дирижер-постановщик — заслуженный артист России Антон Гришанин (Москва, Большой театр), режиссер-постановщик, художник-постановщик — Андрей Сергеев (Москва).

— Это вторая «Иоланта» в нашем театре, только раньше опера называлась «Дочь короля Рене». Первую ставил на меня, Вячеслава Егорова и Марину Шульгу Роман Виктюк в 2003 году. Спектакль был очень красивый и необычный по форме. Конечно, он сильно отличался по сценографии от того, который вы увидите сейчас. Замечу, что это была и одна из первых опер в репертуаре, и зрители воспринимали ее с большим интересом, потому что особого выбора в те времена не было. Сейчас уже сложился круг ценителей, можно сказать, опероманов, которые ходят только на оперу и на определенных артистов,

— рассказывает заслуженный артист Кубани Владимир Кузнецов, исполняющий партию Роберта.

Свет под запретом

Сказка, спросите вы? Можно сказать, что да. Прекрасная белокурая Иоланта из королевской семьи (исполняет заслуженная артистка Кубани Гюльнара Низамова) от рождения лишена возможности видеть, но не подозревает об этом. Опекаемая отцом, выросшая в неге и ласке, девушка лишь по интонации голоса понимает, что живет в искусственно созданном мире.

— Совершенно чудесным образом во дворце оказываются два рыцаря. Один из них, граф Водемон, влюбляется в Иоланту. Он и подумать не мог, что его любимая слепа, но, увидев, что она срывает не те розы, которые он просил, понимает, в чем дело, и открывает ей истину. Это философская сказка. По задумке Чайковского, сначала светит солнце, а когда Иоланта прозревает, наступает тьма: человек жил в придуманном мире, открыл глаза, и еще неизвестно, ждет ли его безоблачное счастье,

— продолжает историю Гюльнара Низамова.

Зрителю нужна радость, любовь и вера

Интересно, что в «Иоланте» все герои  положительные, сценография  классическая. И если на сцене драматического театра все чаще происходит осовременивание классики, то в опере эта тенденция имела место  в середине 2000-х годов и сегодня неактуальна. В чем же тогда заключается конфликт?

— Сюжет любопытен тем, что все-таки побеждает любовь. Именно ее сила побуждает героиню к прозрению. Да, это дар Божий, но ведь это произошло из-за ее чувств к Водемону. Несмотря на то что эта опера стала последней для Петра Ильича, она получилась достаточно жизнеутверждающей. Я считаю, что зрителю сегодня как никогда необходимы положительные эмоции: радость, любовь, вера. Театры стали впадать в натурализм.  А для чего человек приходит на спектакль? За красотой, музыкой он хочет увидеть благородные поступки. Негатива ему вполне хватает на работе,

— поясняет Владимир Кузнецов.

В «Иоланте» композитор для каждого персонажа написал отдельные арии, что дает возможность артисту показать свое мастерство. Знал ли он, что для него самого это будет последнее слово, которое он скажет в музыке? Для нас навсегда останется тайной.

— У многих зарубежных композиторов образы строятся на пороках, взять того же герцога Мантуанского из «Риголетто». У Чайковского все иначе. Он не про низменное, а про высокое. Именно этим и отличаются русские композиторы. У них есть душа. Водемон  в своей арии поясняет, что любовь для него не просто плотское чувство, которое толкает его на поступки, — он ищет родственную душу,

— считает исполнитель партии Водемона приглашенный артист Иван Волков.

Премьера оперы «Иоланта» состоится 22 и 23 октября в Краснодарском Музыкальном театре в 17:00.

Материал подготовила Анна Климанц

Источник: Краснодарские известия