ГТРК «Кубань». «Краснодарский феномен» — вновь в действии

«Краснодарский феномен» — вновь в действии

сюжет здесь: http://kubantv.ru/kultura-kuban/krasnodarskij-fenomen-vnov-v-dejstvii/

 

С него началась балетная эпоха нашего региона. 20 лет — Краснодарскому театру балета Юрия Григоровича. Весь этот год труппа посвящала юбилею гастроли и творческие встречи. И вот кульминация — гала-концерт. Маэстро лично выбирал, что в этот праздничный вечер показать зрителям. И остановился на сюитах из своих авторских балетов: «Ромео и Джульетта», «Щелкунчик» и «Спартак». Прошлое и, конечно, настоящее Краснодарского театра балета Григоровича — в материале Анастасии Жорник.

Театр балета Юрия Григоровича раскрыл все карты. Точнее множество программок и афиш разных лет. Балет «Иван Грозный» прошел всего несколько раз и был снят из репертуара в 2006-м. Но работа художников жива. Крупная декорация ждала этого выхода в свет 10 лет. У зрителей есть возможность оценить масштаб и сфотографироваться.

Пресс-конференцию ждали все журналисты. Но встречи с легендой балета не случилась. 89-летний Юрий Григорович в последний момент не смог прилететь. И все же юбилей театра — его личный праздник.

— Мне хотелось бы сразу передать огромные поздравления коллективу от Юрия Николаевича. Поверьте, он очень хотел приехать. Он на самом деле очень устал и плохо себя чувствует, ему нельзя летать, — сказала Татьяна Гатова, заслуженная артистка России, генеральный директор творческого объединения «Премьера».

Ирина Каткасова — первая краснодарская солистка театра. С нее началась история нашей «Жизели» и «Джульетты». Ныне преподаватель классического танца помнит, как Григорович переносил балеты на сцену Музыкального. Ее карьера развивалась стремительно, так же быстро, как разрасталась труппа.

— Юрий Николаевич приезжал, когда уже скелет был готов. И вот наращивать мясо была работа маэстро. Мастер есть мастер. Он иногда показывал так, как не мог сделать ни один артист балета, — замечает Ирина Каткасова, заслуженная артистка России.

Вот как все начиналось:

В 96-ом, после резонансных событий, Григорович добровольно сложил полномочия главного балетмейстера Большого театра. Волна домыслов и слухов тогда рвала на части российские СМИ. Хореограф приехал в столицу Кубани поставить сюиту из «Золотого Века», к столетию Шостаковича. Следующие два года были отданы балетной классике. Премьеры выходят одна за другой: «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» в 97-ом, через год — «Раймонда», а за ней «Дон Кихот». Кроме маэстро с труппой работает и его верная команда: Ольга Васюченко, Олег Рачковский и Александр Лавренюк. Головокружительный рывок балетного искусства на Кубани вскоре назовут «краснодарским феноменом». Юрий Григорович своими постановками воспитал качественно новое поколение зрителей.

Доказательством тому — молодые лица поклонников. Театр пригласил в балетный класс, и зрители с радостью откликнулись. Олег Рачковский репетирует сюиты «Щелкунчика» и «Спартака» для гала-концерта. Труппе такого уровня не страшно выносить на суд публики даже черновики.

— У нас обычная работа, обычный трудовой день. А зритель имеет возможность увидеть наш титанический труд, черновую нашу работу, которая подготавливает выход к спектаклю, главный выход. Вот эту работу зрители видели, — поделился Олег Рачковский, заслуженный артист России.

Балетмейстер, или как он сам себя называет репетитор, Олег Рачковский строго оценивает не только солистов. И по сей день не сидит на месте, сам показывает танцовщикам правильные движения.

Юбилейный гала-концерт открылся с «Ромео и Джульетты». В аграрном крае классический балет всегда собирает аншлаги. Артисты знают: за их искусством каждый вечер наблюдают 1200 человек. На этот раз в зале нет пары пристальных придирчивых глаз Юрия Григоровича, но они все же танцуют и для него.

Анастасия Жорник

16.10.2016 14:41