ГТРК «Кубань». Кубань вписала себя в историю мирового балетного искусства

Кубань вписала себя в историю мирового балетного искусства

сюжет здесь: http://kubantv.ru/kultura-kuban/78957-kuban-vpisala-sebja-v-istoriju-mirovogo-baletnogo-iskusstva/

 

Краснодарский театр балета Юрия Григоровича вернулся из Афин. На одной из самых престижных сцен мира коллектив выступил три дня подряд в рамках «Дней русской культуры в Греции».

Впервые в истории Краснодарский театр балета Юрия Григоровича выступил на главной сцене Греции. До этого русский балет в «Одеоне Герода Аттика» видели в 77-ом году. Тогда труппа Большого театра давала „Спартак“ и „Жизель“ в редакции Григоровича. В этом году в истории мирового балета состоялось не меньшее по значимости событие.

— Сегодня в зале присутствовали люди, которые были на тех легендарных спектаклях, которые исполняли артисты балета 60-х годов. И вот мы, которые через почти сорок лет присутствуем на таком же показе «Спартака», в этом историческом пространстве древнего Акрополя, видим, как время словно не властно над этим балетом. Хотя его исполняют артисты, которые в 77-м ещё даже не родились, — прокомментировал Александр Колесников, музыкальный и балетный критик.

Историческая справка№1

Величественный Одеон был построен в 161 году по заказу греческого оратора и мецената Герода Аттика в память об умершей жене. В древние времена на этой площадке в пять тысяч мест проводили музыкальные и литературные вечера. Архитектура Одеона сочетает в себе черты греческого и римского театров. 32 ряда сидений выстроены полукругом от античной арки, которая на целых четыре столетия старше амфитеатра. За почти что два тысячелетия со времени возведения до наших дней сохранились практически все постройки. Выше зрительного зала находится колоннада, которая сегодня служит фойе. Полюбоваться красотой масштабного амфитеатра изнутри, возможно только купив билет на концерт или спектакль. Одеон Герода Аттика по праву называют одним из центров мировой культуры. На этой сцене давали концерты Мария Каллас, Монтсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, и другие легенды мирового искусства в сопровождении лучших оркестров мира.

68 артистов и 60 музыкантов оркестра приехали в Афины, чтобы украсить «Дни русской культуры в Греции». Выступления состоялись при содействии администрация края и „Газпромдобыча — Краснодар“. Губернатор Александр Ткачёв не раз признавался, что является большим поклонником балета. Благодаря этой поездке, Кубань вписала себя в историю мирового балетного искусства.

— Все знают Юрия Григоровича. После того, как он сформировал коллектив, и дал ему своё имя, к нему появился большой интерес. И, конечно, если выступления не будут успешными и танцы не будут хороши, то публика будет разочарована и не придёт больше. Но на предыдущем выступлении зрители увидели краснодарский коллектив и он им понравился. И русский балет, безусловно, популярен. Юрий Григорович – известное имя, имя — легенда. Его имя связанно с Большим театром, и балет Григоровича, афиша, которая заставляет людей прийти в театр Одеона Аттика и прочувствовать историю, — дал комментарий Алексис Косталас, театральный критик.

История труппы Григоровича на Кубани началась 18 лет назад. По приглашению Леонарда Гатова, маэстро приехал в Краснодар, чтобы поставить сюиту из «Золотого века», в рамках Международного фестиваля „Шостакович и мировая музыкальная культура“.

Историческая справка №2

В 96-ом после резонансных событий, Григорович добровольно сложил полномочия главного балетмейстера Большого театра. Волна домыслов и слухов тогда рвала на части российские СМИ. А хореограф приехал в столицу Кубани, чтобы поддержать стремление организаторов представить Шостаковича не только как композитора, но и как театрального автора. Сотрудничать с краснодарскими танцовщиками легенде балета, оказалось по душе. Вот, как он отзывался о них через год.

— Я считаю, что молодой актёр для балетмейстера — это очень интересная глина, чтобы сделать, вылепить те образы, которые он видит как художник. Мне приятно, что в «Премьере», в этой молодой труппе, много интересных людей. Это одно из качеств, которое меня привлекает в Краснодаре, — рассказал Юрий Григорович.

На фестивале главные партии сюиты исполнили солисты театра «Григорович-Балет». Они работали вместе с краснодарской труппой. Но вскоре уже солисты „Премьеры“ приступили к изучению партий из „Золотого века“.

Тогда до художественной целостности балета было ещё далеко, но трудолюбие краснодарских артистов подталкивают Григоровича к продолжению сотрудничества. Следующие два года были отданы балетной классике. Премьеры выходят одна за другой: «Лебединое озеро» и „Щелкунчик“ в 97-ом, через год „Раймонда“, а за ней „Дон Кихот“. Кроме маэстро, с труппой работает и его верная команда: Ольга Васюченко, Олег Рачковский и Александр Лавренюк. Когда-то солист Большого, становится главным дирижёром оркестра Краснодарского театра Григоровича. У молодого коллектива, под крылом легенды мирового балета, всё получается качественно и быстро.

Впрочем, осваивать новые горизонты пришлось не только солистам, но и всем сотрудникам театра. Впервые в истории города, в мастерских «Премьеры», учатся строить декорации и шить костюмы для масштабного балета. Головокружительный рывок балетного искусства на Кубани вскоре назовут „краснодарский феномен“. Юрий Григорович своими постановками воспитал качественно новое поколение зрителей. Неизбалованные кубанцы начинают приобщаться к языку классического балета. Собрать пятитысячный зал, как в этом году в Греции, для Григоровича и двадцать лет назад не составило бы труда, но в столице аграрного края лишь единицы были готовы к большой хореографии.

— Её не было. И самое удивительное, что она пришла сегодня на балет. И это так поразительно. И сегодня существует в Краснодаре балетная публика, которая приходит на балетные спектакли. А вы знаете, что сегодня было пять тысяч зрителей. Конечно, я не буду говорить, что сейчас в Краснодаре придёт пять тысяч, но в любом случае много людей, которые приходят именно на балет, — рассказал Юрий Григорович.

Сегодня на сцене Музыкального театра можно увидеть все балеты, которые когда-либо ставил Григорович в Краснодаре. Среди них, конечно, «Спартак» и „Жизель“, привезённые на суд греческой публике. В Афинах главные партии исполнили солисты Большого театра. В первый день показали „Спартак“, а следующие два — „Жизель“. В ней Граф Альберт — заслуженный артист России Руслан Скворцов. А главную женскую партию исполнила Анна Никулина.

В основу «Жизели» легла старинная легенда „о виллисах“ — невестах, умерших до свадьбы. По преданию, усопшие девушки в полночь выходят из могил, чтобы танцевать жуткие, но завораживающие красотой пляски. Конечно, эта мистическая история в исполнении 68-ми артистов, да ещё и на сцене старинного амфитеатра, под пристальным вниманием полной луны выглядела грандиозно. Но „Жизель“ в Греции могла и не состояться.

— Конечно, было необыкновенно, что это ведь улица. Луна — это совсем другой свет, совсем по-другому себя вели артисты. И не было столько времени на репетиции. И ещё была очень большая опасность – это погода, — рассказала Галина Солянина, министр культуры Краснодарского края.

Пасмурная погода, несвойственная осенней Греции, всё время грозила помешать выступлениям. Мысли о том, что спектакли могут быть сорваны, у труппы появились ещё в день первого спектакля.

— К сожалению, с погодой нам не повезло. Открытое пространство, проливной дождь и люди не успевали протирать сцену, чтобы мы могли что-то показать. Мы очень переживали, и Юрий Николаевич нервничал. Это очень страшно, потому что можно и поскользнуться и получить травму. Мы проверили, чтобы она была настолько сухая, чтобы мы могли работать, — дала комментарий Марина Фадеева, солистка театра-балета Юрия Григоровича.

Репетиции то и дело приходилось останавливать. Дождь мешал танцорам привыкнуть к подмосткам. Он шёл вплоть до начала спектакля. Сцену сушили четыре раза. Григорович чуть было не отменил выступление, ведь была велика опасность травм. Но погода смилостивилась. «Жизель» дали два дня подряд при аншлаге.

— Есть чувство удовлетворения, потому что мы взяли план вот этого Иродиума. А сцена там очень необычная, с выходами и уходами. И очень было трудно по пространству, тут он 12 метров, тут — 14, 16, сцена неровная. Мы всё здесь вымеряли, репетировали, с большой отдачей, очень хорошо артисты работали. И солисты и кордебалет с большим энтузиазмом работали и это, конечно, дало очень хороший результат. Это было насыщено и силой движения, и эмоциональностью, поэтому прозвучало так ярко, — прокомментировал Олег Рачковский, балетмейстер.

Впрочем, балет в Одеоне Герода Аттика не только смотрелся иначе, но и звучал. Этот амфитеатр обладает удивительной акустикой. Отсутствие крыши не только не мешает музыке раскрыться, а, напротив, придаёт ей величия. За дирижёрским пультом все три дня был заслуженный артист России, дирижёр Большого театра Павел Сорокин.

— Профессиональный, безусловно, коллектив, такую пьесу как «Спартак», в общем-то, не просто сыграть. Я считаю, что прошло очень на хорошем уровне. И всё было сделано по максимуму. Это очень приятно, что в Краснодаре существует такой театр. Впечатления о них очень благоприятные, — рассказал Павел Сорокин, дирижёр, заслуженный артист России.

Лучшей декорации, чем Одеон Аттика, для балета «Спартак» сложно себе представить. Билеты на это зрелище были распроданы задолго до приезда театра-балета. Амфитеатр был переполнен. Однако в день выступления мелкий дождь никак не прекращался. Но зрители не расходились и верили, что такое событие просто не может не состояться. Задержавшись на час, грянул оркестр.

— Такое ощущение, что ты погружаешься в историю. Когда всё это происходит в естественной обычной форме. Появляются другие эмоции. Историческая сцена даёт тебе энергию непонятную, необъяснимую, — прокомментировал Алексей Шлыков, солист Краснодарского театра балета Юрия Григоровича.

— Был редкий успех. Такого успеха на предыдущих гастролях у нас не было. Именно в этот раз зал не отпускал. Не могли даже никак закончить поклоны. Весь зал неистовствовал. Это было ликование восторга какого-то. Вот так прошёл балет «Спартак», — вспоминает Олег Рачковский, балетмейстер.

Сейчас с уверенностью можно сказать — Григорович в Греции повторил успех почти сорокалетней давности. А краснодарский театр не проиграл труппе Большого театра. Публика наградила полководца балета «Спартак» высшей наградой — триумфом.