Коммерсантъ. Александр Мацко: «Для меня очень важно, чтобы зал был полон»
Клуб КубА и «Коммерсантъ — Кубань-Черноморье» 13 июня провели очередной бизнес-завтрак. Спикером мероприятия стал главный режиссер и балетмейстер Краснодарского музыкального театра Александр Мацко. Резидентам и гостям клуба спикер рассказал о том, как он пришел в театр, о внутренней творческой кухне, как он выбирает произведения для постановки, почему следит за продажами билетов, а также о том, когда театральные артисты уходят на пенсию и чем занимаются после окончания карьеры.
Александр Мацко родился в военном городке под Саратовом. С детства знал, что станет театральным режиссером. При этом никто в его семье не занимался искусством. Отец был военным, мама работала бухгалтером. Александр обучался на театральном факультете Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова. Затем переехал в Москву, где поступил в ГИТИС, на режиссерский курс Романа Виктюка.
На последнем курсе его пригласили в качестве балетмейстера в Краснодарский музыкальный театр. Это было в январе 2003 года. Как вспоминает Александр, за три месяца работы он выпустил два спектакля. После этого поступило предложение стать главным балетмейстером и режиссером. А в 2015 году Александр Мацко стал главным режиссером и балетмейстером театра.
«Для меня очень важно, чтобы зал был полон, и меня очень волнует то, как мои спектакли продаются. Не хочу сделать спектакль, который через два сезона перестанет быть зрителям интересен. Я вижу, сколько сил и здоровья тратят артисты на репетициях в процессе подготовки спектаклей. Важно, чтобы мы не работали впустую. Поэтому плотно работаю с рекламным отделом. Выступаю на телевидении с интервью. И даже летом, которое считается низким сезоном, у нас раскупают практически все билеты»,— рассказал господин Мацко. Есть спектакли, которые он ставил еще в 2005 году и которые давно хотел бы из репертуара убрать. Но они до сих пор собирают полные залы.
Когда он ставит какое-либо произведение, то видит его строго определенным образом и не представляет, как можно поставить по-другому. И готов отстаивать свою идею перед людьми, ответственными за репертуарный план, поскольку уверен в ее успешности.
Критерий, по которому он выбирает произведения для постановки, очень простой. «Произведение должно во мне отзываться. Это происходит внезапно, чаще всего во время просмотра фильма или спектакля. Так было, например, с «Мастером и Маргаритой». Я увидел спектакль во МХАТе, который поставил иностранный режиссер. И понял, что такой многослойный и сложносочиненный роман тоже можно перенести на театральную сцену. Не нужно бояться. Это дало мне уверенность в том, что я могу это сделать гораздо интереснее»,— рассказывает Александр.
По словам господина Мацко, когда он выбирает, на какой спектакль пойти самому, то в первую очередь смотрит на фамилию режиссера. Считает себя очень благодарным зрителем и редко уходит с чужих спектаклей. Есть театры, которые он очень любит, регулярно посещает, и они еще никогда не обманывали его ожиданий.
Как рассказал Александр Мацко, классический артист активно работает на сцене 20 лет, и уже в 37 уходит на пенсию. Но в его труппе есть люди, которые работают с ним с первого его дня в музыкальном театре. «Некоторые артисты продолжают танцевать и после сорока лет. Но это редкость. Поэтому многие еще в молодости параллельно с работой в театре получают второе образование, кто-то открывает свой бизнес, чтобы было чем заниматься после ухода со сцены»,— говорит Александр.
По словам спикера, все идеи, о которых мечтал, он так или иначе смог реализовать на театральной сцене. И он полон дальнейших творческих планов. Например, давно хочет сделать клуб друзей театра, у которых будет возможность присутствовать на генеральных репетициях и сдаче спектаклей перед премьерой. А еще у него есть желание поставить спектакль в молодежном театре.
Фото: Иоланта Даллада