Краснодарские известия. В Музыкальном театре состоялись первые показы оперы «Руслан и Людмила» 12+ от постановщиков Большого.

Как проходил кастинг на ведущие роли, какие детали вдохновили режиссера на воплощение на краснодарской сцене чарующей истории любви, чем особенно сложна партия Руслана и почему театр пригласил столичных артистов?

Магическая цифра «5»

Начался новый театральный сезон в столице Кубани — эффектно и с размахом под стать нашему жаркому южному региону. Публика увидела не только самый масштабный проект Краснодарского музыкального, но и одно из сложнейших произведений, созданное великим Глинкой. Далеко не все сценические площадки в нашей стране, да и в мире, пожалуй, могут позволить себе осуществить подобный замысел. К тому же сделать это качественно, иначе браться не имеет смысла. Получилось ли у нас?

Прежде всего, для постановки грандиозного произведения мы пригласили команду, с которой работали над «Борисом Годуновым»12+. Мне кажется, что опера «Руслан и Людмила» превзошла все наши спектакли по сложности и эстетике. В чем-то она перекликается с «Борисом», там  задействован весь хор, а здесь — практически весь состав Музыкального театра, включая балет,

— отметила директор Музыкального театра Ольга Сыч.

Примечательно, что над оперой композитор трудился в своем доме в Петербурге на ул. Гороховой, 5, на протяжении пяти лет, но с перерывами. В оригинальной версии — пять действий, которые идут на протяжении пяти часов. Но нужен ли такой объемный контент современному зрителю, привыкшему за несколько минут получать всю необходимую информацию буквально на бегу?

Я сторонник все исполнять от первой до последней ноты, но я понимаю, в какое время мы живем и что такое 5 часов музыки от начала до конца. Нам пришлось сделать с дирижером, заслуженным артистом России Антоном Гришаниным так называемые купюры, и наша постановка длится три часа вместо пяти,

— рассказывает заслуженный деятель искусств России, режиссер Большого театра Ольга Иванова.

Либретто после смерти поэта

У Глинки был такой принцип: писать музыку раньше текста. Так композитор поступил и с оперой «Руслан и Людмила», чем заставил либреттистов помучиться, ведь им пришлось подстраивать стихи под готовое музыкальное полотно.

Вообще, когда я узнала, что Пушкин начал создавать эту вещь будучи учеником лицея, была поражена. Работая над постановкой для Краснодара, специально ездила туда, хотя и бывала много раз ранее, заходила в комнату, в которой   жил поэт, представляла, где мог стоять дуб, по которому ходил кот ученый. Мне хотелось привнести в спектакль немного юмора, и надеюсь, что у нас получилось. Но надо дождаться зрителя!

— продолжает режиссер.

Известно, что из-за смерти Пушкина Глинка вынужден был обратиться к другим поэтам:  Нестору Кукольнику, Валериану Ширкову, Николаю Маркевичу и др. В текст вошли некоторые фрагменты поэмы, но в целом он написан заново. Глинка и его либреттисты внесли и ряд изменений в состав действующих лиц.

Итог: опера получилась крайне сложной не только для исполнения, но и для восприятия. Попробуйте послушать несколько арий, а позже воспроизвести их в уме. Вряд ли такое  возможно, в отличие от той же оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского или «Кармен» Ж. Бизе, которые на слуху. А учитывая тот факт, что первоначальная рукопись «Руслана и Людмилы» не сохранилась, так как она сгорела при пожаре в Мариинском театре в 1859 году… Восстанавливали произведение композиторы, входившие в ближний круг Глинки: Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Лядов, М.А. Балакирев. Безусловно, у них получилось, но посмотреть именно оригинал рукописи Глинки невозможно.

Глинка — родоначальник оперной школы, хотя и учился в Италии. Если бы каждый зритель, сидящий в зале, был меломаном, он бы услышал в этих партиях и Стравинского, и Шостаковича — всех последователей Глинки. Оперу «Руслан и Людмила» трудно было исполнять как тогда, когда она была создана, так и теперь,

— поясняет Ольга Тимофеевна.

Премьера прошла неудачно

«Руслан и Людмила» оказала на мировую музыку колоссальное воздействие. Глинка применил множество уникальных приемов, которые позже использовали другие композиторы в своих произведениях, как отметила Ольга Иванова. К примеру, придумал, как в симфоническом оркестре передать звучание гуслей: арфа играет свою партию пиццикато под звучание фортепиано. Использовал целотонную гамму (расстояния между соседними ступенями составляют целый тон) в фантастических эпизодах, что дало ощущение чего-то очень страшного, масштабного. Но признание придет позже: изначально «Руслан и Людмила» провалилась.

Премьера состоялась 9 декабря 1842 года, но прошла неудачно: певцы не успели выучить свои сложные партии, художники не поняли задумку Глинки, поэтому декорации выглядели неуместными. Поговаривали, что сам император Николай I ушел со спектакля еще до его конца, и это событие сильно повлияло на отношение публики к опере. Отчасти  неприятие аудитории было связано и с либретто, вокруг написания которого ходило множество слухов. Причем виновником этих разговоров являлся сам композитор. Есть версия, что Глинка рассказал, что на очередной встрече Бахтурин в нетрезвом виде всего за полчаса работы набросал план будущего спектакля. Позже композитор отредактировал свое произведение, сделал некоторые купюры, а певцы начали осваивать свои партии. Постепенно опера начала обретать успех.

С флером «Бориса Годунова»

Для визуалов, которые составляют существенную часть зрительской аудитории, подача продукта, его обрамление и эстетическая составляющая не менее значима, чем сам материал. И с этим у новой постановки проблем нет. Получилось красиво, современно, но при этом мизансцены выстроены в классическом формате. Декорации, созданные заслуженным художником России Виктором Герасименко, напоминают сценографию «Бориса Годунова»: преобладают металлические серые и глубокие темные тона, выдержанные в единой стилистике, но идею декорации несут в себе иную. Если в «Годунове» публике предстояло прочувствовать, что Россия — это несгибаемая глыба, то в «Руслане» она олицетворяется с героизмом. В целом вся цветовая гамма оперы выдержана, органична и перекликается со смысловой нагрузкой. Использована и усиливающая эффект мультимедиа в эпизоде, когда витязь оказывается на поле, усеянном костями павших воинов, где видит огромную голову и вступает с ней в бой. Одна из самых сильных сцен.

Я поставила больше 160 спектаклей в разных театрах страны и для меня крайне важно добиться высокого качества. Это самое сложное. Чтобы свет, звук, музыка, костюмы, декорации соединились вместе, чтобы все было понятно и наша идея прочиталась,

— призналась Ольга Иванова.