Livejournal. Ольга Жердева. Салонные игры на выбывание: «Опасные связи. Новая версия»

Вне театрального сезона, вне жёстких жанровых рамок, вне времени и почти вне сцены – старая история противостояния маркизы Мертей и виконта Вальмона вернулась в Краснодар в новом воплощении.
Эпистолярный роман Шодерло де Лакло «Опасные связи», увидевший свет в 1782, оценивается литературоведами как один из лучших романов ХVIII века. Яркое, откровенное и, как уверял сам автор, совершенно правдивое (как сегодня принято говорить «основанное на реальных событиях») произведение вызвало противоречивые отзывы современников: от абсолютного восторга до обвинений в безнравственности. Однако художественная ценность и глубокий психологизм романа неоспоримы, и его долгая «жизнь» – лучшее тому доказательство. Чувственность, постоянное напряжение и трагичность «Опасных связей» вдохновляли и продолжают вдохновлять драматургов, режиссёров и музыкантов. Сатирический роман о нравах французской аристократии за свою более чем двухвековую историю он многократно экранизировался и ставился в театрах, как в классической версии, так и в современных интерпретациях.

Спектакль «Опасные связи» более десяти лет шёл в Краснодарском Молодёжном театре, однако новая версия в постановке Александра Мацко на сцене Музыкального театра не превратилась в самоцитирование. Синтез драмы, оперы и балета в сопровождении симфонического оркестра, очень неожиданное и оригинальное решение сценического пространства, отличные актёрские работы и, конечно, интригующая атмосфера – всё это выводит спектакль за привычные зрителю рамки, удивляет, выбивает из равновесия и оставляет, помимо прочего, приятное чувство сопричастности.

Сопричастность и интрига – пожалуй, эти два слова и являются определяющими. Зрителю «Опасных связей» предстоит пройти узкими коридорами, которые обычно ему недоступны, и оказаться за кулисами. Изнанка занавеса, элементы сценографии других спектаклей, притаившиеся в углах, – теперь вы тайный наблюдатель, готовьтесь плести интриги вместе с героями спектакля! Но не забывайте о том, что эта партия может закончиться не в вашу пользу! Маркиза де Мертей и виконт де Вальмон опытные шулеры и в искусстве жестоких салонных игр им нет равных. Впрочем, и они не выходят из этой схватки победителями.
Сюжет, представленный в пьесе Кристофера Хэмптона, не претерпел изменений, в центре повествования всё та же разрушительная страсть Мертей и Вальмонта, их бесконечная игра с чужими чувствами, приводящая в итоге к катастрофе. Актёрский ансамбль Натальи Бызеевой и Валерия Сехпосова, бесспорно, одна из главных удач спектакля: их совместные сцены всегда «искрят», их Мертей и Вальмонт обжигают друг друга и зрителя своей любовью-ненавистью, цель которой не быть вместе, но победить, покорить и поставить другого на колени.

Не могу не сравнить их трактовки образов Мертей и Вальмона с героями «Машины Мюллер» в Гоголь-Центре. В «Опасных связях» Мацко Мертей предстаёт не одержимой бывшим любовником мстительницей, а хладнокровной манипуляторшей, запутывающейся в финале в своей же паутине, а Вальмон не выглядит скучающим циником, он полон охотничьего азарта и это играет на руку Маркизе.

Линия Вальмон-Турвель получилась не столь острой и «наэлектризованной», но более лиричной и чувственной. Валерий Сехпосов и Оксана Коростышевская с первых минут выглядят деталями одной головоломки – гармоничная пара, показавшая действительно «нечто большее», чем просто близость.
Очаровательны Алёна Каржонова в образе юной и наивной Сесиль Воланж и Максим Рогожкин в роли Дансени. Татьяна Ерёмина, мадам де Воланж, хоть и не является главным героем, также не уходит на второй план, особенно хороша она в дуэте с Натальей Бызеевой.

Сценография Андрея Климова, Натальи Бобрович и Татьяны Барановой создаёт обстановку гостиной с изящными стульями, роялем, кушеткой, тяжёлыми портьерами и массивной двустворчатой дверью. Здесь герои и будут играть в страсть, соблазнение, любовь и смерть. В противоположных углах «гостиной» расположены театральные ложи, которые намекают: всё, что произойдёт здесь – лишь игра, спектакль, разыгранный умелыми кукловодами. Начало первого акта с его механическими движениями актёров, передающих по кругу письма, также подчёркивают кукольность и неискренность героев.
Всё живое находится, в прямом смысле, за стеклом – правая часть сцены превращена в оранжерею и отгорожена от «гостиной» прозрачной стеной. Костюмы актёров в первом акте выдержаны в чёрно-белых тонах, лица густо напудрены, волосы скрыты под белыми париками – царство марионеток, где даже тот, кто мнит себя кукловодом, всего лишь игрушка.
Второй акт «перекрашивает» героев, стирает пудру и развеивает иллюзии, театральные ложи разворачиваются, и игра в которую играли люди, начинает сама играть в людей. Появляются любовь, страх, раскаяние – вместо скандальной истории о бездушных соблазнителях рождается психологическая драма о любви, раскаянии и воздаянии.
Несмотря на синтез различных жанров – драмы, оперы и балета, – спектакль на распадается на отдельные составляющие. Александру Мацко удалось органично сплести их воедино, максимально эффективно использовав как преимущества самих жанров, так и способности актёров. Оперные арии и пластические этюды прекрасно дополняют драматическую линию. Спектакль «Опасные связи», без сомнения, займёт достойное место в репертуаре Музыкального театра ТО «Премьера». Зрителям остаётся только с нетерпением ждать нового театрального сезона!

Все фото в посте: Татьяна Зубкова
July 4th, 2017, 12:28 am