Музыкальный Клондайк. ПРЕМЬЕРА «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА…» В КРАСНОДАРСКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ

В Краснодарском музыкальном театре состоялась мировая премьера мюзикла «На всякого мудреца…» по мотивам пьес А.Н.Островского. Автором музыки и либретто выступил Александр Пантыкин. Идея мюзикла принадлежит главному режиссеру и балетмейстеру Музыкального театра Александру Мацко, который виртуозно справился со сложным многоуровневым материалом. 

Опираясь на фабулу Островского, авторы спектакля создали свое, уникальное произведение, проставив иные акценты и введя несколько персонажей из других пьес Островского, чтобы ярче высветить сюжетные линии и смысл задуманного спектакля. Так в мюзикле появляются положительный романтический герой Савва Геннадич Васильков, в котором угадываются черты промышленника и мецената Саввы Морозова, а сам персонаж взят из пьесы «Бешеные деньги». А так же сочная законодательница нравов общества Домна Евстигнеевна Белотелова из пьесы «Женитьба Бальзаминова», возвышающаяся над всем происходящим в своей двухэтажной юбке, в которой находят убежище персонажи пьесы, в первую очередь Глумов.

Сценография Максима Обрезкова (главного художника Государственного академического театра им. Е.Вахтангова) создает   атмосферу московского купеческого быта безотносительно исторической эпохи. Условные колонны, портики московских купеческих домов, пространство гостиных, спиритического салона, вокзала, площади и других мест действия бесшумно меняется с удивительной быстротой. С другой стороны, занавес-отбивка между сценами с портретом А.Н.Островского, из прорезей которого, как со страниц книг, появляются персонажи спектакля, дает импульс к обобщению – как мира произведений писателя, так и мира русской действительности, описанного им. Тем более рефреном мюзикла проходят рифмованные названия всех 54 пьес А.Н.Островского, продублированные в видеопроекциях.

Неотъемлемой составляющей атмосферы спектакля стал балет, наполняющий пространство сцены характерными образами: живые скульптуры в спиритическом салоне, танцующие статуэтки в музыкальной шкатулке на камине в доме Мамаевых, бальные пары, цыгане, живые картины московского купечества в проемах занавеса. Мастерство артистов хора театра не уступает балету: сноровистые официанты в трактире, выразительные статуи, живописные прохожие и гости салонов – в каждой сцене спектакля артисты музыкального театра создают колоритный мир Островского.

Александр Пантыкин задал непростую задачу солистам и оркестру театра. Оркестр под управлением дирижера Дениса Ивенского справился с   насыщенностью партитуры. Будем надеяться, что в дальнейшем звукорежиссеры будут так же внимательно подходить к балансу звука как им удалось добиться этого ко второй премьере.

В мюзикле много хитов, и один из них «Грачи» — трио встречи студентов в трактире, жизненные позиции которых впоследствии кардинально разошлись. И Егору Курчаеву, и Егору Глумову  хочется легкой жизни, теплого места, чего в финале они и добиваются. А вот Васильков в исполнении Павла Гришина – романтический положительный герой спектакля, уверенно следующий своему предназначению со студенческих лет, вопреки окружающей его среде.

В спектакле есть пороки, но нет их осуждения — такова жизнь. Легко, играючи карьеристы делают карьеру, чиновники пожинают лавры, молодежь служит за деньги, богатые дамы покупают страсть, мошенники обманывают наивных посетителей и все это происходит под энергичный современный ритм несущейся вперед жизни. И закономерно, что в финале на построенный Васильковым вокзал приходит  поезд как  символ прогресса.

Труппа Краснодарского музыкального театра находится в прекрасной форме и смогла представить практически два состава исполнителей, и, соответственно два спектакля с разными акцентами.

Так, Машенька (Екатерина Подгорная) проходит путь взросления от послушной племянницы на детском стульчике у ног архаичной Турусиной (Анастасия Подкопаева), до самостоятельной барышни, публично заявившей  о любви к Савве Василькову. Центр внимания второго действия – сочный образ Клеопатры Львовны Мамаевой, и если у у Гюльнары Низамовой это  экзальтированная дама, то Татьяна Еремина абсолютно естественна в  неуемном сексуальном темпераменте. Не уступает ей и Максим Рогожкин, исполнитель роли Курчаева. Муж, Нил Федосеевич Мамаев не отстаёт от жены и готов вернуться в объятия любовницы — хозяйки спиритического салона Улите-Манефе (Наталья Бызеева и Наталья Арзяева), но ее повторно арестовывают – Манефа единственная пострадавшая в этом спектакле.  Сцены в спиритическом салоне сделаны с юмором, искрометный дуэт Манефы с пронырливым Голутвиным (Игорь Завада) напоминают череду типажей от Остапа Бендера до Кота Базилио.

Главный герой спектакля Егор Глумов (Роман Вокуев и Даниил Чайковский) подкупает своей искренностью, а в финальной сцене даже  приближается в риторике  к образу Чацкого. Он реально оценивает свои способности, знает законы этого общества, с умом их использует и добивается неожиданно даже больше того, на что рассчитывал: под покровительством «смотрящей над обществом» Домны Евстигнеевны Белотеловой он становится известным писателем. Карина Петровская, исполнительница роли матери Глухова создала яркий образ женщины, готовой на все ради благополучия единственного сына.

Мюзикл «На всякого мудреца…» получился энергичным, наполненным хитами, характерными персонажами с лихо закрученным сюжетом, разворачивающимся в условном, но типичном для нас обществе.

Наталья ЗЫКОВА

Фото Татьяны Зубковой

Источник: muzklondike.ru