Репетиции лайт-оперы «Гоголь. Чичиков. Души» идут полным ходом

Александр Пантыкин

Музыка А.Пантыкина. Постановка А.Мацко

Новый жанр на сцене Краснодарского музыкального театра

Подробнее читать в «Проектах»

Знакомимся

Александр Пантыкин – российский композитор и драматург из Екатеринбурга, который по праву считается основателем нового направления в музыкальном театре, имя которому – «лайт-опера». Заслуженный деятель искусств РФ. Член Союза композиторов России, член Союза кинематографистов России,

член Союза театральных деятелей России. Академик Академии кинематографических искусств «Ника». Заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Лауреат Национальной театральной Премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа композитора в музыкальном театре» за музыку к спектаклю «Мёртые души» в Свердловском академическом театре Музыкальной комедии (реж. К.Стрежнев) в 2011 году. Лауреат Премии Губернатора Свердловской области. Лауреат Премии «Белое крыло» в номинации «PR-персона года». «Дедушка уральского рока», лидер легендарной группы «Урфин Джюс».

 

Из интервью: Александр Пантыкин: «Классику надо переписывать и править»:

  • <…> это произведение просто обречено на успех. Партитура написана по законам классического бродвейского спектакля, я сделал это специально. Я специально этим занимался, тщательно изучал все, что было в нашей стране, все, что было доступно на видео.
  • У Гоголя очень много подсознательного, необъяснимого. Это было очень сложно перенести на сцену. Было написано около 115 инсценировок «Мертвых душ», я прочитал основные. В том числе за «Мертвые души» брался и Булгаков, он написал пьесу и сценарий для фильма, все провалилось с треском. Я многое посмотрел, послушал и понял, что все это было обречено на провал. Я, когда приступил к этой работе, тоже сначала хотел отказаться. Затем мне попалась книга Набокова, у него есть лекция «Николай Гоголь». Эта книга очень повлияла на мое сознание. Набоков предугадал, чем Гоголь может быть сегодня современным. Тут я понял, что главным героем должен быть не Чичиков, а губернатор, потому что мы живем в определенное время, в определенной стране, в которой в сущности за много лет не изменилось ничего. 
  • Идея того, что все снится Чичикову, мне кажется очень современной. В некотором смысле мы все живем сейчас в мире иллюзий, в компьютерном пространстве. Это очень по-гоголевски. Мне очень хотелось сохранить дух Гоголя.
  • <…> этот материал сначала был поставлен в Екатеринбурге, но там за него ошибочно взялся театр музыкальной комедии и сделал из этого мюзикл, хотя это все-таки опера. Я назвал это произведение лайт-опера. Это название я придумал сам, в нем смешение жанров, получилось между настоящей оперой, опереттой, мюзиклом, балетом, рок-музыкой, поп-музыкой. Музыка этого жанра очень «съедобна», она не похожа на абстрактные сочинения современных авторов. Я многие современные оперы не могу даже дослушать до конца, считаю, что времена этих произведений прошли. Пришло новое время, наполненное интонациями The Beatles, Led Zeppelin, Deep purple.
  • <…>  «Мертвые души» были написаны всего за девять месяцев.
  • Я лично считаю, автор в постановке должен отвести свою роль на второй план. Мое произведение – партитура. То, что ставит театр, – это его произведение. Мне даже интересно, как режиссер интерпретирует мое произведение. Екатеринбуржский театр получил «Золотую маску» в четырех номинациях за этот спектакль. Во многом это заслуга Гоголя. Мне кажется, все, кто будет ставить это произведение, обречены на успех. Надеюсь, и ваш театр к нему прикоснется.

Из интервью: Александр Пантыкин: «Интересно ходить там, где неистоптано» «Эксперт Урал» №19 (465) 

  • <…>
  • — Почему «Мертвые души» — лайт-опера?
  • — Приставка «лайт» с моей точки зрения обозначает некоторые отличия от обычной оперы: музыка «съедобна», не обременена сложным языком. Оперный композитор держит в голове форму спектакля от начала до конца, а обычный мыслит одним номером — песней, арией. Слышать целиком — это отдельное профессиональное умение. В основе «Мертвых душ», например, две интонации: тема обмана-интриги-денег-наживы, которая характеризует Чичикова, Лизу, губернаторскую команду и помещиков, и тема духовного-душевного-нравственного в человеке, связанная с Селифаном и мертвыми душами. Противостояние этих двух начал и обеспечивает симфоническое развитие музыки спектакля.
  • — Текст с музыкой обычно сильно связаны…
  • — Поэтическая метафора вызывает к жизни метафору музыкальную. Персонификация героя заставляет композитора внимательно относиться к его музыкальному языку. Например, ключевая фраза в арии Ноздрева в «Мертвых душах» — «редкая лошадь долетит до середины Днепра». Отсюда и сам Ноздрев, и его слуги «ржут», как кони. Партитура насыщается «лошадиными» приемами — нарочитые глиссандо, динамичное развитие вокальной формы от быстрых речитаций до распевно-полетных тем…
  • <…>