Полвека счастливого мастерства

К 50-летию творческой деятельности народного артиста России Юрия Эдуардовича ДРОЖНЯКА

В эти праздничные дни мы говорим о славных людях  России, тех, кто своим талантом и трудом пишет историю нашей великой страны. Наш музыкальный герой – звезда  краснодарской оперетты, народный артист РФ Юрий Дрожняк, отмечающий  50 лет творческой деятельности и  48 лет работы в Краснодарском музыкальном театре.

Традиция восприятия артиста в оперетте прочно связана с понятием амплуа. Сегодня меньше, чем прежде, но всё же. А в 1972 г., когда Юрий Дрожняк, недавний выпускник ГИТИСа, приехал из Энгельса в Краснодарский театр оперетты, и думать поначалу не могли о нём иначе как о герое. «Едет новый герой…», «Приехал герой…» и т.д. И шли, собственно оценить человека с этой точки зрения. И он сыграл дебютную «Марицу» – роль Тассило, а за ней и Рауля в «Фиалке Монмартра». И все, в общем как бы успокоились, нашли, что искали – герой есть герой. Но в то же время какой-то странный! Не как все. Как были в то время – Владимир Генин, Евгений Василевский, Игорь Ереньков, Владимир Линкевич. Невероятно – такое количество героев на одной сцене в одно время, а значит, разнообразия голосов, интонаций, образов. Юрий Дрожняк входил в этот ряд и одновременно обособлялся из него. Чем?

В этом вопросе вся суть. Голос, благородный, бархатный ласкающий баритон – да. Внешность, неброское обаяние – да. Музыкальность – конечно. Способность к живому восприятию материала и перевоплощению – и это тоже… По всем пунктам – да. Но не по отдельности, а в комплексе. В редком сочетании, которое и делало его универсальным артистом. Вслед за классикой жанра – ролями в опереттах Франца Легара (Шандор-Ласло, граф Данило), Имре Кальмана (Рауль, Тассило, Раджами, Эдвин, Лоренти, Мистер Х, Пали Рач), Иоганна Штрауса (Генрих Айзенштейн, Урбино) открылся впечатляющий ряд ролей в современном репертуаре, в сочинениях О. Фельцмана, А. Эшпая, Т. Хренникова, Р. Гаджиева, Г. Канчели, В. Пономарева, В. Гроховского, М. Самойлова, Е. Птичкина, В. Баснера, А. Новикова, В. Щербачева, А. Журбина, Г. Портнова, Р. Паулса, С. Пожлакова, Ю. Милютина, Г. Пономаренко, Б. Мокроусова… Какие имена занимались жанром в то время! Какое счастливое время переживал жанр вместе с этими именами.

Юрий Дрожняк не просто формальный участник бурного, плодотворного процесса созидания современного репертуара. Он, находясь постоянно в Краснодаре (не считая двух сезонов в Одессе), становится подлинным соавтором некоторых композиторов и драматургов. Он первый в стране исполнитель некоторых сочинений. И он – интерпретатор, задававший нормы сценической правды всему театральному цеху нашей необъятной Родины. В этом нет преувеличения. Его знали и ценили далеко за пределами Краснодара, которому он остался верен, несмотря на постоянные приглашения (включая Московскую оперетту – первый театр страны). Он собрал в своем творческом багаже не только обширнейший репертуар – более 70 ролей. Он созидал эти роли с яркими режиссёрами, не представлявшими своих постановок без Юрия Дрожняка. Вот этот ряд ярких имён, определивших собой отечественный музыкальный театр второй половины ХХ в.: Юлий Хмельницкий, Матвей Ошеровский, Григорий Спектор, Владимир Канделаки, Тамара Гогава, Ян Сонин, Борис Цейтлин, Вячеслав Цюпа, Михаил Дотлибов, др.

Что влекло весьма разных по возрасту и творческим установкам художников к этому артисту? Каждый назовёт и называл какие-то несомненные черты Дрожняка, особенно ими любимые, востребованные в той или иной роли. Но все сходились на одном: редкой осмысленности творческого акта, которым всегда отличалась любая работа Юрия Эдуардовича. Это же всегда делало его и современным артистом. Быть современным не значит удачно схватить черты какого-то одного временнóго промежутка и в нём органично обособиться. Наоборот, это значит быть вне определённых социально-исторических границ, двигаться во времени вместе с настроениями людей, с болями и радостями своей страны столько, сколько тебе отпущено.

Юрий Дрожняк уже 50 лет на сцене. Полвека определяет собой высоту и достоинство профессии. Порадуемся за него и за себя, видевших его из зала или шедших с ним рука об руку в нелегкой, но такой счастливой истории его Мастерства.

Римма Колесникова,
заслуженный работник культуры Кубани