Редакции

В преддверии премьеры оперы «Борис Годунов» мы начинаем цикл публикаций, посвящённых истории её создания и особенностям воплощения на сцене. Давайте вместе поразмышляем над историческими загадками и обсудим интересные факты, связанные с одной из самых исполняемых русских опер.

Сложно найти музыкальный шедевр, представленный в таком же количестве разнообразных версий. При этом многие десятилетия не прекращаются попытки вернуться к первоначальному замыслу композитора. Сам Мусоргский создал восемь авторских вариантов «Годунова», а ведь есть ещё редакции, сделанные другими композиторами! Существует также бесконечное число редакций постановочных – своя у каждого дирижёра и режиссёра.

Сценическая версия Краснодарского музыкального театра опирается на подлинного Мусоргского. Вас ждёт настоящая мировая премьера – на нашей сцене впервые прозвучит реконструированная сцена «Сокольники на Днепре», никогда и нигде до этого не исполнявшаяся!

· Опера «Борис Годунов» была завершена в 1869г. и представлена на суд петербургской Дирекции Императорских театров. Цензоров смутила непривычность музыки оперы, её авангардность. Да и тема – «народ и царь» – казалась опасной. В постановке было отказано. Официальная причина – отсутствие в опере большой женской роли.

· Мусоргский внёс в оперу ряд существенных изменений, добавил «Польский акт» с Мариной Мнишек и новый финал. Так возникли две вполне самостоятельные редакции «Бориса Годунова». В целом Мусоргский создал восемь вариантов своей оперы.

· 8 февраля 1874 г. премьера, наконец, состоялась – во многом благодаря настойчивому характеру оперной дивы Юлии Платоновой. Певица была страстной поклонницей таланта Мусоргского. Вопреки козням недоброжелателей композитора, она выбрала «Бориса Годунова» для своего бенефиса в Мариинском театре. Денег на оформление сцены не давали, и артисты Мариинки буквально на себе перетащили декорации из Александринского театра, где до этого прошла постановка трагедии «Борис Годунов» Пушкина.

· Публике постановка понравилась, а критикам – нет. Через несколько лет спектакль был исключён из репертуара. Своеобразный оперный стиль Мусоргского понимали и принимали не все. Так, Чайковский в письме брату назвал «Бориса Годунова» «подлой пародией на музыку».

· Уже после смерти Мусоргского на основе второй авторской редакции Римский-Корсаков оркестровал оперу, сократил и исключил отдельные сцены. С тех пор широко исполняться опера стала именно в его редакции. В 1908г. опера с Шаляпиным в партии Бориса триумфально открыла «Русские сезоны» Дягилева в Париже. «Борис Годунов» становится мировым оперным хитом.

· Постановки «Годунова» зачастую представляли собой различные комбинации картин, смешивались авторские редакции, партитуры Мусоргского и Римского-Корсакова. Свои редакции создавали другие композиторы. Параллельно весь 20 век шла исследовательская работа по возвращению к подлинному Мусоргскому.

· Грандиозный проект по изданию первого в мире полного собрания сочинений Мусоргского в наше время осуществляет российский Государственный институт искусствознания. Первые два тома (2020г.) – клавир оперы «Борис Годунов» в восьми авторских версиях – приобрёл и наш театр. Именно на основе этой уникальной работы по изучению и восстановлению авторского текста Мусоргского базируется наша постановка.