Петербургский театральный журнал. Вдова на вес золота.

По объяснимым причинам цена на заказ традиционных постановок в России сильно возросла: импортозамещение театральных новаций добротной классикой идет в полный рост. Но дело не в традиционности или новаторстве, а в качестве того, что поставляется на сцену, а судить художника, по Пушкину, наверное, правильнее по законам, им самим над собой признанным.

В Краснодарском творческом объединении им Л.Г. Гатова осенний шквал премьер. Одна из них, возможно, наиболее примечательная – «Весёлая Вдова», пленительнейшая из длинного списка оперетт Франца Легара.

Южный темпераментный город горячо любит свой Музыкальный театр и ждет от него эмоций по полной программе: чтобы хорошо пели и было красиво, чтобы в драматичной опере всласть поплакать, а в оперетте посмеяться. Постановщики Сусанна Цирюк, сценограф Алексей Тарасов, художник по костюмам Елена Вершинина, балетмейстер Антон Дорофеев в тандеме с дирижером Николаем Макаревичем, естественно, из этого и исходили. Получился красивый, весёлый, почти обошедшийся без опереточной пошлинки спектакль со щедрым оркестровым звучанием и упругим музыкально-ритмическим посылом, с добротным пением и нетривиальной хореографией. С фейерверком забавных придумок, с тонкой чувственной лирикой и иронией. Нарядно-золотой, одетый в декор, своеобычно стилизованного модерна, он несёт столь желанное ощущение праздника. А ещё утверждение, что природное эротическое начало как составная любви нравственно и физически красивых людей – очень мощная сила.

Что особо отрадно и совсем не традиционно – в этом спектакле нет столбами стоящей или глупо фланирующей хоровой массы: все во взаимодействии, в движении, в мизансцене, где балет, солисты и артисты хора – персонажи активного сценического диалога. Здесь много балета, иногда даже слишком: он перетягивает внимание от солирующих персонажей на себя. Но почти всегда по делу, а не ради оживляжа. Так, в дуэте Валенсьен и Камилла у павильона, развернутом Легаром как полноценная оперная сцена, рядом с солистами тонкий танцевальный рисунок сплетают пантеистические существа в фантазийных золотых костюмах – словно ожившие статуэтки или рисунки на вазах стильного арт нуво. Пластика любовного томления, чувственные поддержки мягко педалируют страсть, что разливается в музыке и которую тщетно пытаются, но не могут преодолеть Она и Он. Ну а когда в спектакле работают высокая статная Валенсьен – Екатерна Подгорная и небольшого роста Камилл – Игорь Горбань, оба отлично поющие и увлеченно действующие как романтические поэт и его муза, сцена, подёрнутая флёром истомы, светится, к тому же, мягким юмором.

Ещё один поэтично-шутливый мотив спектакля, его своеобразный эпиграф – семь танцующих лицедеев в костюмах музыкальных инструментов и эксцентричный дирижер. Ненавязчиво пронизывая спектакль ностальгической нотой commedia dell’arte, они реализуют образ игровой стихии театра, радости жизни и лицедейства. Такой вот «надежды маленький оркестрик», словно навеянный Окуджавой.

Ну, а в центре внимания, конечно же, героиня и её партнер. Обе Ганны, которых довелось видеть – настоящие примадонны: стройные, голосистые, умеющие с достоинством носить роскошные туалеты от Елены Вершининой. Одна – Гюльнара Низамова – чуть холодновато-надменная эмансипэ, другая – Наталья Бызеева – независимая, но не утратившая романтичности Одна – звонкое сопрано, другая мягко поёт в тесситуре меццо, и в этой разной окраске голосов своя вкусная изюминка.

Приглашенный молодой баритон Алексей Коновалов – обаятельный Данило существует по большей части в амплуа благородного обиженного любовника. Опытный Владимир Кузнецов разнообразнее, его реакции более непредсказуемы. В начале он даже нарочито мешковат, но смокинг делает своё дело, и герой в полном порядке. Оба достойно звучат, чутко интонируют партию и разговорный текст.

В этом спектакле, где все в движении, в действии, в аранжировке пластикой и забавными трюками есть несколько чудесных лирических островков, когда герои остаются один на один друг с другом и со своим пьянящим чувством – у Легара это дивные вальсовые мелодии любви; но Ганна с Данило не танцуют тривиальный вальс. Медленно, как в рапиде, не отрываясь друг от друга, они словно разговаривают телами, переливая одну красивую танцевальную позу в другую. Таких островком три, они коротки, но великолепны и оказываются тихими смысловыми кульминациями спектакля.

А еще здесь резво катаются на мотоцикле. В музыкальном театре это стало модно: в Сочинской фестивальной «Кармен» Владислав Сулимский – Эскамильо въезжал на свои куплеты в сопровождении эскорта байкеров, в Москве в спектакле «Беатриче и Бенедикт» вестник на Харлее привозил самые важные новости. Здесь вусмерть пьяный Данило прямиком из ресторана «Максим» на мотоцикле врывается в посольство. Новый вид транспорта осваивает и элегантно стареющий Барон Зетта – Алексей Григорьев, и вездесущий секретарь посольства Негош (очень заметная актерская работа Владимира Потапова в образе «маленького человека» Чарли Чаплина!). Да и сама весёлая вдова всердцах проносится по сцене на мотоцикле, где-то за кулисами с грохотом врезаясь в кучу театрального реквизита.

Ну и какая же неовенская оперетта без канкана! Только здесь это не образцово-показательный балетный номер с головокружительными шпагатами. Простенькие очаровательно-вульгарные гризетки в полосатых чулках больше похожи на веселых озабоченных хохлаток, трясущих пёстрыми перьями. Пляшут они, а с ними и граф Данило ненатужно, азартно, явно в свое удовольствие. И вообще, это такой немного домашний «Максим», где просто и уютно.

В целом шикарно-золотой и одновременно очень по-человечески тёплый и весёлый спектакль оставляет послевкусие театра, точно попадающего в жанр оперетты и не лишенного ненавязчивых, но достаточно тонких смыслов. Да, театра традиционного, но хорошего качества.

 

Нора Потапова
Октябрь 2023г.
Материал подготовлен для Петербургского театрального журнала.