Смычку волшебному послушны

Сусанна Гадагатель 
3-й курс, факультет журналистики КубГУ

 В Краснодарском Музыкальном театре выступили лауреаты 

V Международного конкурса Юрия Григоровича «Молодой балет мира»

Выдающийся хореограф современности Юрий Григорович не раз подчёркивал, что балет – это искусство молодости. Международный конкурс «Молодой балет мира», носящий имя мастера, концентрирует в себе юношескую пылкость, лёгкость и азарт танцоров с разных концов света. В этом году смотр в Сочи проходил с 12 по 20 июня, а в субботу краснодарский зритель имел возможность насладиться выступлением лауреатов на сцене Музыкального театра.

Страницы истории
Впервые «Молодой балет мира» был проведён восемь лет назад в Сочи. С тех пор Зимний театр неизменно принимает конкурсантов каждые два года. Организаторами конкурса являются Министерство культуры Российской Федерации, Администрация Краснодарского края, Краснодарское творческое объединение «Премьера» им. Л.Г. Гатова, Международный союз деятелей хореографии и Международная Федерация балетных конкурсов.

На каждом конкурсе отдается особая дань уважения тому или иному выдающемуся деятелю хореографического искусства. В предыдущие годы состязания были посвящены Галине Улановой и Наталии Бессмертновой, прошлый, четвёртый по счёту, конкурс был ознаменован 100-летием «Русских сезонов» Сергея Дягилева. В этот раз строки посвящения на страницах истории «Молодого балета мира» были отведены Сергею Николаевичу Худекову. Жителям Сочи он известен в первую очередь как человек, в 1890 году заложивший персиковые и сливовые сады на расчищенной от дикой растительности территории. Так появился сочинский Дендрарий.

Однако Сергей Николаевич был человеком творчески разносторонним. Долгие годы издавал «Петербургскую газету», был успешным драматургом и писателем и, что для нас особенно важно, отчаянно любил балет. Им написан четырёхтомный труд «История танцев», а также ряд либретто к постановкам Мариуса Петипа, наиболее известной из которых является популярная и по сей день «Баядерка».
Именно трагичная, но по-восточному очаровательная история любви индийской танцовщицы и храброго Солора в исполнении Краснодарского театра балета Юрия Григоровича и открыла конкурс 12 июня в Зимнем театре. Марина Фадеева, заслуженный артист России Инь Даюн и ведущая солистка Большого театра Анна Никулина исполнили в тот вечер главные партии и задали тем самым юным талантам высокую планку.

Непосредственно конкурсная часть поделила участников на две группы: младшую (до 19 лет) и старшую (от 19 до 26). Регламент таков, что у каждого будущего лауреата за плечами оказалось три изнурительных тура. Однако игра стоила свеч. Уставшими, но счастливыми прибыли в Краснодар герои, и усилия эти зритель оценил сполна, овациями вдохновил каждого артиста на феерическое завершение тяжёлого десятидневного марафона.

Гул затих – герои на подмостках
В этот субботний вечер на Гала-концерте лауреатов V Международного конкурса Ю. Григоровича «Молодой балет мира» собравшихся в зале любителей полного изящества вида искусства от лица выдающегося балетмейстера и инициатора проведения конкурса Ю. Григоровича приветствовал вице-президент Международного союза деятелей хореографии и ответственный секретарь жюри Сергей Усанов. Он вкратце напомнил зрителям историю конкурса и пожелал им приятного знакомства с лучшими отечественными и мировыми молодыми танцорами.

В чарующий мир классического танца присутствующих окунули первые же аккорды из оперы-балета Даниэля Обера «Бог и баядерка». Написанная французским мастером XIX века, она ставилась Филиппо Тальони в Парижской Опере ещё в 1830 году. Главную партию тогда исполнила дочь хореографа Мария Тальони. Grand pas classique из «Бога и баядерки» воплотил на сцене Балета Елисейских полей спустя столетие после парижской премьеры Виктор Гзовский, до эмиграции живший некоторое время в Краснодаре. На сегодняшний день элегантная постановка хореографа является его наиболее известным творением, часто исполняемым на балетных конкурсах. В субботний вечер Вариацию из Большого классического па на музыку Обера краснодарскому зрителю представила студентка Московской государственной академии хореографии Марфа Сидоренко (I премия, младшая группа).
Она же исполнила миниатюру под шаманские мотивы «Тотема» Вячеслава Артёмова. Экспрессивный номер под выразительные ударные придуман хореографом Еленой Богданович, известной своими оригинальными постановками («Лаура», «Сны Бамбука»). Членами жюри она была отмечена Специальным призом для хореографов.

Удостоенный III премии в своей возрастной категории 16-летний представитель Соединённых Штатов Америки Джулиан Макккей сейчас обучается в Московской государственной академии хореографии. Перед краснодарским зрителем он появился в образе Щелкунчика, однако это был отнюдь не привычный для любителей классического балета юный принц. Хореограф Алишер Хасанов для этого номера использовал бессмертную музыку Петра Ильича Чайковского в обработке группы Klazz Brothers & Cuba Percussion, совмещающей в своём творчестве джаз и мировую классику с кубинскими мотивами. Непривычное ритмическое решение, обилие перкуссии, волшебные мотивы классика в сочетании с лёгкостью и обаянием Джулиана просто очаровали зрителей.
Сам танцовщик, свободно владеющий русским языком, после концерта признался нам, что был приятно удивлён сценой, залом и необычайно тёплым приёмом. Своё будущее юный талант связывает с Россией и после обучения не планирует возвращаться на родину.
По словам Джулиана, современный танец даётся ему довольно легко: «Я чувствую себя в нём свободно. А в классическом номере нужно собраться, заставить себя, тогда хорошо получится».
И получилось действительно хорошо. В его втором номере на сцене властвовала музыка Адольфа Адана, хореография Жюля-Жозефа Перро в редакции Михаила Лавровского и, конечно же, сам Джулиан, более сконцентрированный, но по-прежнему обаятельный. Это была вариация графа Альберта из «Жизели», которую почти полвека назад блестяще исполнял знаменитый Эрик Брун в экранизации, осуществленной соотечественниками Джулиана.

Однокурсник американца Алексей Путинцев, поделивший с ним третью премию, в этот вечер исполнял партию Актеона из «Эсмеральды». Pas de deux Дианы и Актеона стало частью классического балета на музыку Цезаря Пуни только в 1935 году, когда на сцене Ленинградского театра оперы и балета было поставлено Агриппиной Вагановой. В настоящее время номер живёт самостоятельной жизнью и довольно часто исполняется в концертной версии. «Дианой» Алексея Путинцева в этот вечер была Нина Бирюкова, отмеченная жюри Специальной премией за партнёрство.

15-летний Дмитрий Выскубенко, ещё три года назад стал известен широкой публике, правда, не как танцор, а как актёр. В 12 лет он сыграл главную роль в фильме Дмитрия Поволоцкого «Мой папа – Барышников». Сейчас Дмитрий учится на первом курсе Московской государственной академии хореографии и в полный голос заявляет о себе уже как об артисте балета. В этом году авторитетное жюри присудило ему I премию.
Оригинальный номер «Грёзы Икара», поставленный отцом Дмитрия Юрием Выскубенко, на музыку известного итальянского композитора Людовико Эйнауди, вызвал восторженную реакцию у краснодарских зрителей. Эффектная игра света – на мгновения сцена погружалась в полную темноту, а вспышка ловила Дмитрия в очередной завораживающей позе – и точно расставленные музыкальные акценты не могли оставить публику равнодушной. Ведь Икар, получивший от отца крылья, действительно летел, не касаясь земли, и, казалось, что вопреки мифологическому сюжету, он благополучно доберётся до берегов Эллады. За эту постановку Юрий Выскубенко был отмечен специальной премией за хореографию.

Помимо новаторски реализованного номера, Дмитрием в этот вечер была исполнена и вариация из «Классического pas de deux» Чайковского в постановке Джорджа Баланчина.
Вариацию из балета П. И. Чайковского представила и Наталья Погорелая, лауреат 3 премии в младшей группе. Это была пробудившаяся от столетнего сна прекрасная Аврора из III акта «Спящей красавицы» в постановке Мариуса Петипа.

Закрыли первое отделение Гала-концерта лауреаты II премии студенты II курса Московской государственной академии хореографии бразилец Давид Соарес и россиянка Влада Захарова. Очаровательные герои итальянской комедии дель арте из «Арлекинады» были трогательно воплощены юными танцовщиками под музыку Риккардо Дриго, чем, вероятно, порадовали маленьких зрителей, которых в этот вечер в зале Музыкального театра собралось немало.

Усталость юным не помеха
Второе отделение было отдано во власть лауреатам старшей группы конкурса. Обладатель I премии Алексей Попов четыре года назад окончил Академию Русского балета им. А.Я. Вагановой. После этого сразу был принят в труппу Мариинского театра, где танцует, в частности, партию вспыльчивого и темпераментного Меркуцио. Краснодарский же зритель мог увидеть в исполнении Алексея Вариацию из балета Р. Дриго «Талисман», а также Вариацию из «Пахиты» в постановке великого М. Петипа.

Дарья Ельмакова из Михайловского театра (I премия, старшая группа) в этот вечер примерила на себя роковые образы: сначала она предстала перед зрителями коварной Гамзатти из «Баядерки», а затем обольстительной Одиллией («Лебединое озеро»).
Артистка же Большого театра Мария Мишина (II премия, старшая группа) танцевала партию милой Редисочки из балета для детей «Чиполлино» Карена Хачатуряна.
Лауреат III премии Нина Колоскова предпочла музыку Винченцо Беллини и хореографию Леонида Якобсона. Блистать в этот вечер она решила в Вариации из балета «Pas de quatre».
Бурные овации сорвал своим исполнением Вариации Солора из «Баядерки» артист из Кыргызстана, лауреат II премии Марат Сыдыков. Его герой был воинственен, храбр, благороден и необычайно лёгок в своих прыжках, которые не только восхищали зрителей, но и взволновали их сердца.

Своих восторгов в адрес старшего коллеги не скрывал и Джулиан Маккей: «Марат очень хорошо танцует. «Баядерка» просто блестящая». Сам Марат после концерта признался, что у него остались только тёплые воспоминания о конкурсе: «Отношения между участниками очень хорошие. Хоть конкуренция и была, но атмосфера оставалась всегда дружеской».

Затронув вопрос конкуренции, Михаил Барышников как-то сказал: «Я не стараюсь танцевать лучше всех остальных. Я стараюсь танцевать лучше себя самого». Олег Ивенко, в 2012 году получивший в Сочи II премию, воплотил в жизнь кредо знаменитого предшественника. Он был «лучше себя самого» двухлетней давности, и этого оказалось достаточно, чтобы быть «лучше остальных». В этом году Олег получил из рук Ю. Н. Григоровича наивысшую награду конкурса – Гран-при. Свой прогресс танцовщик связывает, прежде всего, с усиленной работой.
«К тому же, мне очень нравится моя программа, музыка, под которую я танцую. Я действительно получаю удовольствие», — отметил Олег.

Сначала триумфатор представил краснодарскому зрителю современную композицию под пронзительную песню Земфиры «Мы разбиваемся». Ставил номер Глеб Колмогоров – третий хореограф, отмеченный в этом году членами жюри. В итоге Специальную премию он разделил с Юрием Выскубенко и Еленой Богданович.
Из классического репертуара Олегом Ивенко было выбрано Pas de deux из «Дон Кихота», которое он исполнил со своей коллегой по Татарскому академическому государственному театру оперы и балета имени Мусы Джалиля Кристиной Андреевой, к слову, победительницей IV конкурса «Молодой балет мира». А широкая публика могла познакомиться с этой парой ещё осенью 2012 года во время их участия в телевизионном проекте канала «Культура» «Большой балет». В этом году члены жюри «Молодого балета мира» вручили Кристине Андреевой Специальную премию за партнёрство.

Вечер молодости и мастерства завершился фрагментом одного из самых популярных в мире балетов Петра Ильича Чайковского. Сердца сидевших в зале захватили мелодии Вальса и Адажио из «Щелкунчика». На сцене блистали артисты Краснодарского театра балета Юрия Григоровича и солисты Марина Фадеева и заслуженный артист России Инь Даюн, исполнение которых стало достойным финалом V Международного конкурса «Молодой балет мира».