ЮГ. TIMES. Второй план Евгения Ланцуты

Солист Краснодарского театра балета Юрия Григоровича Евгений Ланцута на сцене берет совсем несказочной красотой и безупречными линиями. Индекс Ланцуты — его внутренний нерв и поразительная образность.

Сам артист считает себя танцовщиком характерного амплуа, и здесь трудно спорить, ведь все его роли именно этого направления. Исполняя партии второго плана, а это, как правило, антитеза голубым принцам и положительным героям, Ланцута нередко поднимает своих персонажей до высот, когда тот же Тибальд из «Ромео и Джульетты» становится вровень с главными героями.

Евгений, как никто на нашей сцене, владеет искусством гротеска, шаржа, притом избегая излишнего пафоса. Он умеет слушать музыку, быть чутким партнером, всегда четко двигается по траектории спектакля и собственной заданной схеме.

Его Тибальд — вообще отдельная тема балета. Он может в спектакле создать свой мини-спектакль, а поскольку артисту достаются так называемые «неблагодарные роли», Евгений и находит в них нужное зерно. Смерть племянника синьора Капулетти, когда Ромео накидывает на Тибальда красный шарф, и он еще мечется в агонии, — одна из лучших сцен григоровичского полотна, умело пойманная артистом.

Не менее яркий образ им создан и в балете «Спартак». Его Красс вроде сгустка эмоций, эмоций расчета и похоти. Ланцута здесь невероятно эротичен. Видно, что своего патриция Евгений выносил, выстрадал, работая над каждым нюансом и мускулом очень сложного типажа, который давно стал хрестоматийным. И когда танцовщику недостает технической стороны, им сей пробел перекрывается эмоциональностью, страстностью и внутренней экспрессией.

Поразительно, сколько в этом провинциальном юноше чувства вкуса и чувства меры. Откуда это все? Евгений родом из Горячего Ключа и совсем не из артистической семьи: мама Любовь Алексеевна — бухгалтер, папа Николай Владимирович — механик. Но с самых ранних лет мальчик, заслышав музыку, сразу начинал танцевать. Будущее было предопределено.

Отучившись в горячеключевской гимназии искусств, где первым педагогом артиста был Анатолий Соколов, Евгений поступил в Краснодарское хореографическое училище и закончил его в 2008 году. Правда, уже с 14 лет являлся стажером театра балета. Сказать, что у него были исключительные педагоги, тоже нельзя. Нет, педагоги были, они, как могли, помогали юноше, за что он им всем благодарен и помнит каждого. Но ведь истинный учитель — это не только сумма знаний, а скорее — помощь в познании себя.

Лично мне в ситуации с Евгением Ланцутой видится то, что артисту не хватает наставника и зоркого глаза, который бы заглянул в самую глубь и полностью раскрыл его потенциал. К сожалению, данная история стара как мир, и не всем танцовщикам встречаются гениальные Алексеи Ермолаевы, как повезло в свое время тому же Марису Лиепе.

Сегодня репертуар звезды Театра балета Григоровича достаточно обширный. И Абдерахман из балета «Раймонда» А. Глазунова, и Злой Гений из «Лебединого озера» П. Чайковского — образы удивительно точно им очерченные и по-своему вылепленные. Евгений Ланцута умудряется даже в откровенно заскорузлых постановках, коим является балет «Чиполлино» и который сегодня пусть изредка, но все же идет на нашей сцене, не терять артистического класса.

Жаль, что высокородным принцам артист не позволяет вторгаться в свою судьбу. Вон другие наши премьеры и премьерши танцуют все подряд, ни на секунду не сомневаясь в собственной исключительности. А здесь такая самокритичность! Это, конечно же, говорит еще и об уме балетного артиста. Хотя и без Зигфридов и Альбертов можно танцевать преуспешно и замечательно, тем более что вторые герои у Юрия Григоровича зачастую более изысканные и интересные.

Автор — Александр Геннадьев

Фото — Сергей Скибин

Источник: ЮГ. TIMES